Посадки выше крыши
По мере того как программа реновации приобретает все более реальные характеристики, у многих жителей, в том числе и тех, кто уже согласился на переезд, вызывает опасения сохранение зеленых насаждений, которые могут пострадать при масштабных работах по сносу и строительству, а также утилизации строительного мусора и в целом сохранения Москвы как зеленого города. Эти темы обсуждаются среди экологов, архитекторов, чиновников. Департамент природопользования и защиты окружающей среды готовит поправки в Экологическую стратегию Москвы до 2030 года, непосредственно связанные с реновацией.
Ранее глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин пообещал, что никакого ухудшения экологической ситуации не будет. «У нас больше территорий освобождаются под зеленые парки и насаждения, а реновируемые районы станут более зелеными. Мэром Москвы Сергеем Собяниным дано поручение запроектировать парки и зеленые насаждения в максимальном количестве», – отметил чиновник. Он пообещал, что вместо пустырей и промзон вокруг кварталов программы реновации появятся новые скверы и парки, а там, где возможно, ситуация с озеленением и благоустройством будет улучшена.
Тем не менее экологи не скрывают тревоги. Еще перед окончательным принятием законопроекта о реновации организация «Гринпис России» выпустила обращение.
«В результате программы реновации столица может лишиться около 27 млн кв. метров зеленых насаждений, что в границах старой Москвы составит около 7% площадей, покрытых древесной растительностью. В ряде столичных районов этот показатель может превысить 50%». По сообщению исполнительного директора «Гринпис России» Сергея Цыплёнкова, исполнительного директора WWF России Петра Горбуненко, генерального директора Центра охраны дикой природы Алексея Зименко, по подсчетам экологов, более 25% озеленения могут лишиться районы Бабушкинский, Царицыно, Кузьминки, Перово, Новогиреево, Коптево, Северное Измайлово. «Под уничтожение попадают древесные насаждения 40–60-летнего возраста, то есть одни из самых экологически эффективных. Взамен вырубленных деревьев власти Москвы собираются высаживать новые. Считать эту компенсацию адекватной нельзя, ведь саженцы (если они приживутся) смогут достичь экологической эффективности зрелых насаждений лишь через несколько десятилетий», – уточнили в «Гринпис России».
Есть вопросы и у самих москвичей. В основном не у жителей сносимых хрущевок, которые переедут в новые благоустроенные кварталы, урбанблоки и современные квартиры, а у тех, чьи дома по причине этажности или в результате голосования не попали в программу. «В моем дворе, или, как сейчас говорят, урбанблоке, под снос попала пятиэтажка, окруженная 9- и 14-этажными домами. Как раз мимо этой пятиэтажки и пролегает дорога жителей в сторону метро. Сейчас ходить там вполне приятно – много зелени, разнообразных деревьев, в том числе елей, берез, вишни, кустов сирени. Машины не мешают проходу, так как все паркуются по правилам – в специальных карманах. Я не понимаю, как их получится сохранить при сносе дома, плотно окруженного другими? А новый квартал тут нельзя построить – места не хватит. Да и строительной технике непросто будет добраться до пятиэтажки, подъезд к ней организован вдоль других домов, а она стоит в глубине двора», – посетовала жительница одного из районов, где потенциальные потери зелени экологи оценили в 10–25%.
Еще одна проблема – строительный мусор. Например, в «Гринпис России» высказывали опасения, что порядок утилизации гигантского количества строительного мусора, который возникнет из-за массового сноса старых зданий, в законе не регламентирован: «Это создает почву для злоупотреблений, из-за которых мусор будет хаотично складироваться в разных уголках Подмосковья и может попасть на водосборные территории Москвы-реки, лишая жителей нормальных условий жизни или мест отдыха».
Столичные власти пытаются развеять эти опасения. По словам Марата Хуснуллина, ежегодно Москва вывозит порядка 15–17 млн тонн строительных отходов, грунтов. Все эти материалы на 90% имеют экономическую привлекательность по переработке – в них есть металл, железобетон и проч. «Лишь 10% будет вывозиться на полигоны, а на фоне того, что мы в принципе вывозим, это будет 2–3%. Мы его даже не заметим. До конца года у нас сформируется четкая позиция, как мусор будет перерабатываться», – сказал чиновник.
По словам главы природного департамента Антона Кульбачевского, при уничтожении пятиэтажек будет применяться технология «умный снос», предусматривающая максимально возможную переработку и вторичное использование строительных отходов при сносе старых жилых домов. «Соседям» пятиэтажек столичные власти по-
обещали при демонтаже старых и строительстве новых домов применять технологические решения, обеспечивающие максимальное пыле- и шумоподавление.
Кроме того, в Экологическую стратегию Москвы до 2030 года в настоящее время вносятся изменения, предполагающие максимальное сохранение зеленых насаждений в зоне действия программы реновации, а также выбор планировочных решений при строительстве домов, обеспечивающих комфортность микроклимата новых жилых районов.
«Нам удалось сохранить девственные природные территории – это наши природные легкие. Мы ими гордимся, а если взять старую Москву, то 18% – наше природное богатство. Мы следуем примерам Берлина, Осло, Копенгагена и будем и сохранять, и приумножать такие территории. Москва считается одним из самых зеленых мегаполисов мира, но стоит подчеркнуть, что рост городов – это не катаклизм, большие города способны устойчиво развиваться. Если процесс урбанизации разумно спланирован и эффективно организован, он сможет стать значимым инструментом для достижения устойчивого развития. В Москве есть определенный потенциал, у нас объем жилищного строительства увеличивается, растет численность населения, количество рабочих мест. Потенциал улучшения окружающей среды зависит от экологизации всех отраслей городского хозяйства. Эксперты нашего департамента оценивают все решения с точки зрения экологического эффекта. В Москве за последнее время было создано более 400 новых парковых территорий, очень много общественных пространств. Мы готовы количество зелени в границах старой Москвы увеличить на 5–6% за счет реорганизации промзон. Также действует акция «Миллион деревьев» – высадка зеленых насаждений во дворах», – сказал Антон Кульбачевский. Также чиновник пообещал провести «реновацию» зелени в районах хрущевок. Ранее он рассказывал, что средний возраст деревьев в таких районах – 50–60 лет, но в городских условиях максимальная экологическая эффективность деревьев достигается раньше – к 30–35 годам. По его словам, получается, что вырубленные деревья заменят более эффективными.
Еще один способ сохранения и увеличения зеленых зон, который тоже будет указан в Экологической стратегии, – применение альтернативных способов озеленения городских территорий (крышное, стилобатное и вертикальное). Правда, пока примеры такого озеленения, например, высадка травы на крышах стилобатов арбатских домов-«книжек», выглядят довольно уныло. Но подобные технологии только начинают развиваться как в Москве, так и в других западноевропейских столицах. «Мы создаем экологическую программу, которая призвана сохранить Берлин зеленым городом. Начинаем общественные слушания, обсуждаем ее с жителями. Мы также сейчас реализуем проект, который называется «Зеленые крыши Берлина», пока у нас только 3,5% крыш являются зелеными. Поэтому открывается широкий спектр возможных действий», – отметила сенатор департамента по вопросам окружающей среды, транспорта и защите климата города Берлина Регине Гюнтер. В Москве же не наберется и 1% зеленых крыш – есть где развернуться.
Архитекторы, обсуждая программу реновации, также говорят о необходимости сохранения насаждений. При этом Москомархитектуре при подготовке проектов планировки кварталов реновации уже было рекомендовано обеспечить максимально возможное сохранение зеленых насаждений, а также предусмотреть территории под последующее озеленение.