«И на асфальт падают серые капли бетона»

Месяц назад Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) отметила свой 55-летний юбилей. По страницам архивов нашей газеты можно проследить всю историю этой магистрали, а также то, как менялось отношение к этой трассе горожан и журналистов.
МКАД в 1960 году определила границы Москвы, которые являлись таковыми до 1984 года. Если сегодня в обществе устоялось понятие «новая Москва» после расширения территории столицы с 2011 года, то в 1960-х, когда город вырос до границ МКАД, журналисты нашей газеты использовали словосочетание «Большая Москва». Тех, кто возводил районы на окраинах, называли «Строителями Большой Москвы». Именно так – каждое слово с большой буквы.
Строительство существующего сегодня маршрута МКАД началось в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт 22 ноября 1960 года. Любопытно, что в газете «Знамя строителя» этот момент не нашел отражения. Дорожному строительству вообще в 1960-е годы в СМИ не уделялось большого внимания. Что, в общем-то, понятно – личного транспорта в городе было мало. При этом высокими темпами шло строительство 4–5-этажных жилых домов упрощенной конструкции, а также магазинов, детских садов, поликлиник, школ в новых районах. В последующие 10 лет в 5-этажки переехала из бараков треть населения Москвы. Темы строительства жилья и соцобъектов были в приоритете. Ситуации на стройках освещались очень подробно, можно было встретить большие публикации, в которых рассказывалось, как бригада электромонтеров на два дня задержала выход отделочников одного конкретного дома. И так из номера в номер.
В 1962 году, когда было завершено строительство МКАД, об этой трассе было всего две публикации. Несколько строчек в начале года, в материале о планируемых к сдаче объектах, и репортаж, когда трассу запустили. Причем вышел он спустя две недели после открытия дороги, а через весь текст прослеживалась грандиозная массовая застройка вблизи Кольцевой. Вот что писала тогда газета:
«Черная лента автострады мягкими волнами перехлестнула пролески, овраги, прошла по болотцам, надвое разрезала деревеньки. Ревет мотор машины, и бетонная лента покорно ложится под колеса. <…> Впереди все время убегает от нас и не может убежать серый от бетона самосвал. Задний борт его пригнан неплотно, и на асфальт падают серые капли бетона. Куда везут этот бетон, ведь 109 километров Кольца уже готовы. Любопытство заставляет нас поторопиться вслед за самосвалом <…> Поодаль от дороги, на взгорке, вольно взметнулось светлое, полное солнца здание. Над козырьком входа надпись, которая вскоре загорится неоновыми огнями, – «Гостиница».
Развязки на МКАД, которые на протяжении последних лет перестраивал город, мы сегодня именуем «клеверными» или «клеверного типа». Когда трасса только была сдана в эксплуатацию, наша газета писала о ней: «На 109-километровой трассе ни одного пересечения. У каждого шоссе лепестковые разъезды. Красивое сочетание – лепестковый разъезд. Впрочем, эта система дорог и в самом деле напоминает лепестки цветка».
Реконструкция МКАД, которая проводилась в 1990-х годах, когда двухполосную трассу, погрязшую в пробках, расширили до 5 полос в каждую сторону, напротив, была одной из главных тем нашей газеты. Это объясняется вниманием общественности, ведь количество машин в городе росло гигантскими темпами. В 1994 году в Москве насчитывалось уже 1,5 млн автомобилей, а пока шла реконструкция МКАД, то есть до 1998 года, автопарк столицы вырос до двух миллионов. Теме реконструкции Кольцевой автодороги с 1995 по 1998 год посвящено около сотни материалов нашей газеты.
Читатели советуют
Газета должна быть действенной
Первые же номера «Знамени строителя» пробудили интерес читателей к своей газете. Это хорошо. Хочется, чтобы и дальше авторитет газеты возрастал. А для этого, на мой взгляд, надо, чтобы ни одно критическое выступление газеты не оставалось без ответа.
Редакции необходимо с первых же дней бороться за действенность помещаемых материалов. Мы ждем в газете рубрики «По следам наших выступлений».
А. Фомин, заместитель управляющего трестом Мосстрой № 7