Круглая пятерка за метро
Первый участок Большой кольцевой линии Московского метрополитена вчера, 26 февраля, запустил мэр Москвы Сергей Собянин. Для пассажиров открылись станции «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Это событие градоначальник назвал историческим: фактически сделан первый шаг на пути создания ветки, по протяженности не имеющей аналогов в мире. В будущем от БКЛ планируется построить новые радиусы в Рублево-Архангельское, новую Москву, Западное Бирюлево и Щербинку. Полностью Большая кольцевая линия замкнется в 2021 году.
Уже через несколько лет Большая кольцевая линия подземки радикально изменит транспортную географию Москвы – благодаря ей поездки по городу станут короче и удобнее для каждого москвича. По словам Сергея Собянина, строительство первого участка шло в непростых условиях плотной городской застройки. И это, как он подчеркнул, настоящая победа строителей: «Сегодня большое историческое событие для Москвы и москвичей, для Московского метрополитена. Вводится первый участок Большой кольцевой линии метро. Это одна из крупнейших линий метро в мире. Она охватит срединные части Москвы и сделает районы гораздо ближе, улучшив их доступность», – сказал мэр.
Открытие участка от «Делового центра» до «Петровского парка» позволит улучшить транспортную доступность Московского международного делового центра «Москва-Сити», повысить качество обслуживания жителей районов Пресненский, Хорошевский, Хорошево-Мневники, Беговой и Аэропорт с населением свыше 400 тысяч человек, а также сократить время на поездки по городу для пассажиров. Например, если сегодня путь от «Делового центра» до «Динамо» занимает около получаса, то с новыми станциями он сократится примерно в два раза. Кроме того, запуск отрезка Большой кольцевой частично снизит загрузку северо-западных участков Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой, а также Кольцевой линий.
К открытию первого участка БКЛ в столичной подземке и на МЦК заменили 43 тысячи схем и указателей. Помимо карт в поездах обновленные плакаты разместили на колоннах экстренного вызова, в вестибюлях и на уличных стелах. Новая ветка получила бирюзовый цвет и 11-й номер (ранее так обозначали Каховскую линию, которая в будущем войдет в состав Большого кольца).
«Хотел поблагодарить строителей за сложную, тяжелую работу по созданию первого участка Большой кольцевой линии метро. Впереди еще больше задач – в течение 4–5 лет мы должны построить всю эту линию, сделать транспорт Москвы более современным и комфортным», – заявил Сергей Собянин, после чего проехал на поезде по всему новому участку. Напомним, работы на объекте выполнило Объединение ИНГЕОКОМ.
Строительство Большой кольцевой линии началось в конце 2011 года. Она будет иметь 31 станцию и протянется на 67 километров. На ветке планируется создать 21 пересадку на другие линии метро и Московское центральное кольцо. БКЛ станет самой длинной в мире Кольцевой линией метро, «перегнав» самое протяженное в мире Пекинское кольцо, длина которого составляет 57 километров.
Четыре из пяти открытых станций будут пересадочными. Так, с «Делового центра» БКЛ можно будет перейти на одноименную станцию Калининско-Солнцевской линии и «Выставочную» Филевской, «Шелепиха» станет пересадочной с одноименной станцией Московского центрального кольца, а «Хорошевская» – с «Полежаевской» Таганско-Краснопресненской линии.
Пересадку между станциями «Петровский парк» и «Динамо» Замоскворецкой линии откроют позже, пока там продолжаются работы по строительству наклонного перехода.
Непосредственно в состав будущего кольца войдут станции «Петровский парк», «ЦСКА» и «Хорошевская», а станции «Шелепиха» и «Деловой центр» станут от него ответвлением в направлении центра «Москва-
Сити».
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, в прошлом году начались работы на всех участках Большой кольцевой линии. Уже до конца этого года планируется достроить станцию «Нижняя Масловка», где появится пересадка на первое направление Московского центрального диаметра Одинцово – Лобня, а также участки от «Нижней Масловки» до «Рубцовской» и далее до «Нижегородской». В следующем году работы завершатся на трех станциях – «Шереметьевской», «Ржевской» и «Стромынке». Полностью запустить движение по кольцу городские власти намерены в 2021 году.
Марат Хуснуллин напомнил, в перспективе намечено развитие еще трех новых радиальных направлений метро. «Мы планируем построить Рублево-Архангельскую линию, которая возьмет начало от стации БКЛ «Улица Народного Ополчения», а от станции «Улица Новаторов» протянется линия в Коммунарку и Троицк. Кроме того, разрабатывается перспективная линия в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку от станции «Кленовый бульвар». Благодаря строительству этих трех линий доступ к метро получат жители 16 районов Москвы», – заявил он.
Всего же в 2018 году, по информации столичного стройкомплекса, планируется запустить более 20 новых станций. «Кроме участков Большой кольцевой линии достроим линию до «Рассказовки». Откроем абсолютно новую Кожуховскую ветку от «Некрасовки» до «Авиамоторной» с пересадкой и на Таганско-Краснопресненскую линию, и на Большую кольцевую линию, и на Калининско-Солнцевскую. Будет также построена линия метро от станции «Столбово» в новой Москве до станции «Севастопольский проспект» в старой Москве, плюс продление Сокольнической ветки от уже функционирующей станции «Саларьево» до «Столбово» в Коммунарке», – рассказал Марат Хуснуллин.
Будет также завершен участок Люблинско-Дмитровской ветки от «Селигерской» до «Дмитровского шоссе». На Замоскворецкой линии между «Речным вокзалом» и «Ховрино» (станция, открытая в декабре прошлого года) откроется «Беломорская».
«Что касается перспектив, безусловно, мы разрабатываем всю градостроительную документацию по метро до 2025 года», – подчеркнул Марат Хуснуллин. В планах построить 169 км линий, 74 станции и 9 депо. В результате метро в шаговой доступности получат 95% москвичей.
Фотографии новых станций метро:
фото: Михаил Колобаев