Стадион сдается под свадьбу

Стадион сдается под свадьбу

Стадион сдается под свадьбу
Стадион сдается  под свадьбу
Как предполагается использовать построенные к ЧМ-2018 спортивные объекты после окончания мундиаля

На время чемпионата мира по футболу главными новостями, заполнившими все информационные ленты и страницы газет, стали составы команд и результаты матчей различных сборных. 32 лучшие национальные команды со всей планеты играют в 11 городах России на 12 современных стадионах. Еще несколько лет назад трудно было представить, что арены такого уровня с необходимой тренировочной, торговой и прочей инфраструктурой появятся не только в столице, но и в провинции. Естественно, что вопрос о дальнейшей эксплуатации таких дорогих объектов начали обсуждать еще до начала первенства.

В современном мире футбольный стадион – это не только место проведения игр, но и настоящее предприятие со спортивной, развлекательной и торговой функциями. Издержки на содержание такого объекта, как правило, очень высоки. Именно использование арены в свободное от соревнований время позволяет окупать все затраты, а в редких случаях и зарабатывать. Примером успешного развития спортивной инфраструктуры можно считать опыт Германии, проводившей у себя чемпионат мира по футболу 2006 года. Тогда были реконструированы все основные арены страны. Однако кроме современных натуральных газонов и удобных кресел на стадионах появились фитнес-центры, рестораны, офисные помещения и другие площади «двойного назначения». В то же время спортивная деревня, построенная в Афинах к Олимпийским играм 2004 года, сегодня заброшена и пустует. А некогда заполненные до отказа трибуны и гостиницы постепенно разрушаются.

По данным аналитиков компании PricewatarhouseCooper (PwC), мировая практика показывает, что основной статьей доходов стадионов являются поступления от футбольных клубов, арендующих сооружение. Доля арендных платежей в общем объеме доходов составляет в среднем от 40 до 60%. Еще одной важной статьей, связанной непосредственно с клубом, являются доходы в день матча: выручка от билетов, предприятий питания и продажи атрибутики. К доходам, связанным с футболом, можно также отнести заработки размещаемых на стадионах клубных музеев и магазинов. Объемы подобных доходов напрямую зависят от популярности футбола в стране, культуры «боления». Однако в последние годы отмечается тенденция роста дополнительных заработков, связанных с нецелевой деятельностью. Зарубежный опыт показывает, что на аренах можно проводить не только спортивные, но и культурные, и деловые мероприятия. Например, можно сдавать стадион для проведения праздников, концертов, выставок, конференций и даже свадеб, как это бывает в Англии.

Самым популярным видом дополнительной деятельности оказалось проведение деловых мероприятий. Для чего на многих аренах обустраиваются конференц-залы. Офисные помещения и рестораны тоже являются источником дохода, хотя и менее востребованным. Еще одним трендом «стадионной жизни» в настоящее время становится наличие специальной детской комнаты, что позволяет привлечь не только взрослых, но и целые семьи.

Анализ деятельности управляющих компаний российских стадионов показывает, что пока далеко не у всех объектов есть стратегия развития функционирования после чемпионата мира. Во многом это связано со спешностью строительства новых арен, а также с выбором самих городов, принимающих матчи. В ряде случаев, как, например, в Волгограде или Саранске, местные футбольные команды хотели бы играть на новых полях, но они явно не «потянут» расходы на содержание такой инфраструктуры. Да и нет никакой уверенности, что болельщики этих команд смогут заполнять такие большие стадионы. Получается, что издержки по содержанию и обслуживанию стадионов могут лечь дополнительным грузом.

Очевидно, понимают это и в Министерстве спорта. В настоящее время объявлено о разработке концепции вовлечения спортивных арен в спортивную и общественную жизнь с учетом экономических реалий. Есть уже и позитивные примеры – стадионы Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. У этих объектов имеются планы дальнейшего развития и календарь мероприятий, на которых можно заработать, причем не только спортивных.

Например, стадион «Лужники» является частью формирующегося спортивного кластера. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассчитывает, что арена станет центром притяжения для туристов. По его прогнозам, формируемый на базе олимпийского комплекса «Лужники» спортивный кластер ежегодно будут посещать от 4 до 5 млн человек. «Стадион будет активно использоваться и после мундиаля, здесь предполагается проводить концерты и соревнования по другим видам спорта, а в подтрибунных помещениях – корпоративные и бизнес-мероприятия. На стадионе откроются панорамная смотровая площадка с прекрасными видами на Москву, а также ресторан», – сообщил Марат Хуснуллин.

«Через два-три месяца мы посчитаем дополнительные налоги, которые поступят в бюджет от ресторанов, гостиниц, сувенирных лавок и мест развлечений. Вполне возможно, что расходы на реконструкцию стадиона «Лужники» окупятся всего за месяц», – рассчитывает мэр Москвы Сергей Собянин.

По оценкам экспертов, стадион в Москве или Санкт-Петербурге может заработать в день матча на всех видах услуг и торговли от 5 млн до 30 млн рублей. А вокруг стадиона «Открытие Арена» («Спартак») после завершения ЧМ-2018 вырастет новый жилой микрорайон.


На время чемпионата мира по футболу главными новостями, заполнившими все информационные ленты и страницы газет, стали составы команд и результаты матчей различных сборных. 32 лучшие национальные команды со всей планеты играют в 11 городах России на 12 современных стадионах. Еще несколько лет назад трудно было представить, что арены такого уровня с необходимой тренировочной, торговой и прочей инфраструктурой появятся не только в столице, но и в провинции. Естественно, что вопрос о дальнейшей эксплуатации таких дорогих объектов начали обсуждать еще до начала первенства.

В современном мире футбольный стадион – это не только место проведения игр, но и настоящее предприятие со спортивной, развлекательной и торговой функциями. Издержки на содержание такого объекта, как правило, очень высоки. Именно использование арены в свободное от соревнований время позволяет окупать все затраты, а в редких случаях и зарабатывать. Примером успешного развития спортивной инфраструктуры можно считать опыт Германии, проводившей у себя чемпионат мира по футболу 2006 года. Тогда были реконструированы все основные арены страны. Однако кроме современных натуральных газонов и удобных кресел на стадионах появились фитнес-центры, рестораны, офисные помещения и другие площади «двойного назначения». В то же время спортивная деревня, построенная в Афинах к Олимпийским играм 2004 года, сегодня заброшена и пустует. А некогда заполненные до отказа трибуны и гостиницы постепенно разрушаются.

По данным аналитиков компании PricewatarhouseCooper (PwC), мировая практика показывает, что основной статьей доходов стадионов являются поступления от футбольных клубов, арендующих сооружение. Доля арендных платежей в общем объеме доходов составляет в среднем от 40 до 60%. Еще одной важной статьей, связанной непосредственно с клубом, являются доходы в день матча: выручка от билетов, предприятий питания и продажи атрибутики. К доходам, связанным с футболом, можно также отнести заработки размещаемых на стадионах клубных музеев и магазинов. Объемы подобных доходов напрямую зависят от популярности футбола в стране, культуры «боления». Однако в последние годы отмечается тенденция роста дополнительных заработков, связанных с нецелевой деятельностью. Зарубежный опыт показывает, что на аренах можно проводить не только спортивные, но и культурные, и деловые мероприятия. Например, можно сдавать стадион для проведения праздников, концертов, выставок, конференций и даже свадеб, как это бывает в Англии.

Самым популярным видом дополнительной деятельности оказалось проведение деловых мероприятий. Для чего на многих аренах обустраиваются конференц-залы. Офисные помещения и рестораны тоже являются источником дохода, хотя и менее востребованным. Еще одним трендом «стадионной жизни» в настоящее время становится наличие специальной детской комнаты, что позволяет привлечь не только взрослых, но и целые семьи.

Анализ деятельности управляющих компаний российских стадионов показывает, что пока далеко не у всех объектов есть стратегия развития функционирования после чемпионата мира. Во многом это связано со спешностью строительства новых арен, а также с выбором самих городов, принимающих матчи. В ряде случаев, как, например, в Волгограде или Саранске, местные футбольные команды хотели бы играть на новых полях, но они явно не «потянут» расходы на содержание такой инфраструктуры. Да и нет никакой уверенности, что болельщики этих команд смогут заполнять такие большие стадионы. Получается, что издержки по содержанию и обслуживанию стадионов могут лечь дополнительным грузом.
Очевидно, понимают это и в Министерстве спорта. В настоящее время объявлено о разработке концепции вовлечения спортивных арен в спортивную и общественную жизнь с учетом экономических реалий. Есть уже и позитивные примеры – стадионы Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. У этих объектов имеются планы дальнейшего развития и календарь мероприятий, на которых можно заработать, причем не только спортивных.

Например, стадион «Лужники» является частью формирующегося спортивного кластера. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассчитывает, что арена станет центром притяжения для туристов. По его прогнозам, формируемый на базе олимпийского комплекса «Лужники» спортивный кластер ежегодно будут посещать от 4 до 5 млн человек. «Стадион будет активно использоваться и после мундиаля, здесь предполагается проводить концерты и соревнования по другим видам спорта, а в подтрибунных помещениях – корпоративные и бизнес-мероприятия. На стадионе откроются панорамная смотровая площадка с прекрасными видами на Москву, а также ресторан», – сообщил Марат Хуснуллин.
«Через два-три месяца мы посчитаем дополнительные налоги, которые поступят в бюджет от ресторанов, гостиниц, сувенирных лавок и мест развлечений. Вполне возможно, что расходы на реконструкцию стадиона «Лужники» окупятся всего за месяц», – рассчитывает мэр Москвы Сергей Собянин.
По оценкам экспертов, стадион в Москве или Санкт-Петербурге может заработать в день матча на всех видах услуг и торговли от 5 млн до 30 млн рублей. А вокруг стадиона «Открытие Арена» («Спартак») после завершения ЧМ-2018 вырастет новый жилой микрорайон.

Кирилл ТИХОНОВ,
консультант спортивной практики PwC в России:

– Анализ посещаемости высших футбольных лиг в пяти странах, в которых состоялись крупные международные турниры, – Германии, Австрии, Швейцарии, Польше, Франции – показал, что максимальный среднегодовой рост посещаемости в течение пяти сезонов после проведения чемпионата мира или Европы составляет не более 6%. Таким образом, мы не можем рассчитывать на то, что значительно увеличим посещаемость, а соответственно, и доходы от продажи билетов, в связи с чем необходимо делать ставку на дополнительные источники доходов.


Раймонд ФАДЕЛЬ,
региональный директор AECOM в России:

– Строительство стадиона – очень дорогое удовольствие. Говоря об окупаемости, мы имеем в виду расходы на содержание. Расходы же на стройку если и удастся покрыть, то очень и очень нескоро. Да и не каждой арене это удастся.


Как в других городах
– Строительство стадиона – очень дорогое удовольствие. Говоря об окупаемости, мы имеем в виду расходы на содержание. Расходы же на стройку если и удастся покрыть, то очень и очень нескоро. Да и не каждой арене это удастся.