Разомкнуть Круговое
Конфликт вокруг построенного в середине XIX века здания Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги длится уже давно. Принадлежавшее частным владельцам и неоднократно переходившее из рук в руки здание в 2011 году оказалось в собственности РЖД. В это же время градозащитники добились признания депо выявленным памятником архитектуры. Под руководством заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова была проведена историко-культурная экспертиза, руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский подписал постановление о признании здания памятником.
Однако радость искусствоведов и градозащитников оказалась преждевременной. Для того чтобы здание вместо выявленного памятника архитектуры получило статус памятника регионального значения и было внесено в реестр охраняемых объектов, соответствующее постановление должен подписать мэр. По закону на это отводится год, но решения нет до сих пор.
Тем не менее охранять зависший в «выявленном» состоянии памятник необходимо так же, как и те, что имеют более весомый статус. То есть ни ломать, ни переделывать здание нельзя, только восстанавливать. В планы собственника это явно не входило. Реставрация – дело дорогое, хлопотное и коммерчески убыточное. К тому же изуродованное многочисленными пристройками и почти лишенное первозданного декора здание далеким от искусства железнодорожникам могло казаться никчемной развалюхой, которая только мешает полноценно использовать территорию и прокладывать новые пути.
В РЖД приняли решение снести здание, на месте которого должен был пройти четвертый главный путь на железнодорожном участке Москва – Крюково. Глава ведомства Владимир Якунин в своем блоге объяснял это решение так: «Здание депо формально числится как выявленный объект культурного наследия, но по факту таковым не является». При этом руководитель РЖД прямо заявил, что «снести объект просто так мы не имеем права, поэтому ОАО «РЖД» ведет сейчас переговоры с Москомнаследием об исключении Кругового депо из реестра «объектов культурного наследия».
Переговоры затянулись почти на два года. За это время здание было расчищено от многочисленных пристроек и наслоений, появившихся в советские и постсоветские годы. Товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова» по приглашению РЖД провело архитектурно-археологические и инженерно-конструктивные обмеры. По итогам исследования мастерские должны были разработать проект реставрации, однако, по словам Андрея Анисимова, позиция реставраторов, считавших, что уникальное депо нужно полностью сохранить, не устроила заказчика. Проект заказали другой, «более удобной организации, готовой идти на уступки».
По поводу степени сохранности и ценности Кругового депо как памятника архитектуры разгорелась полемика. Несмотря на данные историко-культурной экспертизы, в РЖД до сих пор продолжают утверждать, что никакой ценности депо не представляет. «На момент передачи объекта в ведение РЖД в 2011 году его архитектура была полностью утрачена, а статус не определен. Здание представляло собой плачевное зрелище: круговой контур полностью разрушился еще лет 50 назад, оно лишилось купола, обросло хаотичными надстройкам, некоторые оконные проемы были заложены», – пишет в своем блоге Владимир Якунин, подчеркивая, что от исторической застройки «остался разве что фундамент».
Активисты общественного движения «Архнадзор», напротив, утверждают, что здание находится в уникальной степени сохранности. «Когда здание было в пристройках, его первозданный облик был скрыт, – рассказывает координатор «Архнадзора» Юрий Егоров. – Когда все это расчистили, стало понятно, что основные конструктивные элементы, за очень небольшими исключениями, прекрасно сохранились. Купол – не самая большая утрата, его вполне можно восстановить, тем более что в архивах есть чертежи».
Эксперты – на стороне градозащитников. «Мы разделяем точку зрения «Архнадзора», материалы наших изысканий говорят о том, что здание находится в хорошей сохранности и должно являться предметом охраны целиком, а не в качестве отдельных частей», – комментирует Андрей Анисимов.
В заключении товарищества реставраторов говорится, что Круговое депо Николаевской железной дороги – одно из старейших в России. Оно представляет собой «образец уникального со-
оружения промышленного стиля постройки 1849 года». Но несмотря на выводы реставраторов и искусствоведов, по заказу РЖД был сделан проект реставрации с приспособлением, предусматривающий снос значительной части здания – девяти из 22 паровозных стойл. В пресс-релизе ведомства особо подчеркивалось, что «данный вариант позволяет приспособить здание для современного использования, максимально сохранив его исторический облик и объем с воссозданием утраченных элементов».
Проведенная вслед за этим экспертиза выявила, что проект выполнен с многочисленными нарушениями федерального и городского законодательства по охране памятников, и… дала разрешение на его реализацию. В качестве обоснования была названа необходимость прокладки на месте депо железнодорожных путей, а также тот факт, что все стойла одинаковые и при необходимости разрушенные можно будет восстановить.
В департаменте культурного наследия столь противоречивая экспертиза была одобрена сразу и выдано разрешение на проведение работ. Несмотря на усилия «Архнадзора» и вмешательство транспортной прокураторы, все девять обреченных стойл были снесены – в кратчайшие сроки и под покровом ночи.
На прошлой неделе Замоскворецкий районный суд удовлетворил ходатайство активиста «Архнадзора» Юрия Егорова и постановил «приостановить разрешение департамента культурного наследия Москвы на реставрацию и приспособление для современного использования выявленного объекта культурного наследия Кругового депо в части, разрешающей демонтаж девяти паровозных стойл с северной стороны здания до стены внутреннего опорного кольца».
Обоснованием для судебного решения стало то, что «демонтаж… может повлечь необратимые последствия в виде утраты одного из структурных элементов». Парадоксальность ситуации в том, что и демонтаж, и утрата уже произошли до судебного заседания. Однако определенная польза от такого решения все-таки есть.
«Суд принял во внимание все наши аргументы и сделал, на мой взгляд, достаточно грамотный ход – запретил любые работы по сносу, но не запретил реставрацию, консервацию и т.д., – рассказывает Юрий Егоров. – Сейчас с территории вывозится кирпич, расчищается площадка. Но фундаменты разрушенных стойл сохранились. Железнодорожные пути поверх фундамента проложить невозможно, а разбирать фундамент не дает запрет суда. А это значит – здание все еще можно восстановить в прежнем виде».