Программу скрутят узлами
Власти Москвы не намерены отказываться от строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) даже с учетом сложной экономической ситуации. На прошлой неделе на Коллегии стройкомплекса заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал, что в этом году инвесторам планируется предложить конкретные площадки для ТПУ.
На заседании Коллегии стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин признал, что к строительству ТПУ не удалось приступить в 2014 году, несмотря на то что такие задачи ставились. При этом, как пояснил заммэра, «удалось подготовить многие градостроительные решения». Ряд проектов планировок уже принят на заседании Градостроительно-земельной комиссии и прошел публичные слушания. Как пояснил Марат Хуснуллин, сейчас полным ходом идет подготовка площадок: «На строящихся станциях метрополитена мы сразу делаем всю транспортную составляющую, необходимую для создания ТПУ».
Отказываться от реализации программы строительства ТПУ городские власти не намерены даже в условиях непростой экономической ситуации. «Наша задача, совместная с Комплексом городского имущества, – в этом году предложить рынку уже конкретные площадки под транспортно-пересадочные узлы в разных вариантах решений: и на конкурсах, и для совместного участия, и в любых других механизмах», – отметил Марат Хуснуллин.
Несмотря на кризис, который влияет на все отрасли, в том числе и на строительство, инвесторы продолжают проявлять интерес к программе. Как отметил в беседе с корреспондентом «Московской перспективы» председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников, проекты создания ТПУ с коммерческими площадями в Москве имеют как минимум неплохие перспективы даже в кризисные времена: «В ближайшие годы жители города, несмотря на непростую ситуацию в экономике, вряд ли перестанут ездить в метро. Потребность зарабатывать и покупать товары – по крайней мере, повседневного потребления – останется». При этом эксперт не исключает, что есть риск затягивания или полной отмены строительства некоторых ТПУ, но те, которые все-таки будут введены в строй, однозначно выживут и будут востребованы.
По словам гендиректора компании S-tech Юрия Волкова, выжить должны наиболее экономически выгодные проекты ТПУ. Они будут построены в местах с наибольшим пассажиропотоком. Менее выгодные проекты также должны быть реализованы, но, по мнению эксперта, их строительство может начаться немного позже, когда ситуация в экономике стабилизируется.
По мнению Натальи Кругловой, директора бизнес-направления «Недвижимость» компании Pro Consulting Global Limited, город должен разработать максимально простой механизм взаимодействия с бизнесом в учетах нынешней экономической ситуации. «У инвесторов требования к городу простые: нужны подведенная инженерная инфраструктура, транспарентная конструкция партнерства, логичные с точки зрения экономики проекта ТЭПы коммерческой части, готовность города рассматривать льготы на период строительства по арендной плате и налоговые льготы – после ввода объекта в эксплуатацию», – отметила она.
По мнению Юрия Волкова, сегодня у инвесторов есть две основные проблемы при строительстве ТПУ: стоимость строительства растет, а с привлечением финансирования возникают проблемы. «Если грубо оценивать, что треть бюджета – это получение первичных прав на проект, треть – «бумажная» часть, а треть – стройка, то в два раза выросла вслед за долларом последняя часть. Бумаги и земля, по логике, не должны подорожать», – сказала Наталья Круглова. По ее словам, с учетом сложностей в получении финансирования проектов инвесторы ждут от города содействия: например, участия в проекте бюджета или гарантий банкам.