Архитектура оптимальных излишеств - Московская перспектива

Архитектура оптимальных излишеств

Архитектура оптимальных излишеств
Архитектура  оптимальных излишеств
Почему и за счет чего меняется внешний облик города

Прошли примерно пара десятилетий, как столичная архитектура свернула с проторенной и предсказуемой дороги своего развития. Высотность, формы, цвет – все приобретает вариативность и живость. Технологии позволяют добиваться самых разных эффектов. Уникальные формы рождаются по заказу как амбициозного бизнеса, так и городских властей. Человек и среда становятся центрами внимания.

Совершенно очевидно, что сегодняшние москвичи и гости столицы являются свидетелями серьезных перемен в развитии города. Для одних символом этого нового стал ММДЦ «Москва-Сити», где градостроителям удалось превзойти рекорды высотности и показать, как быстро может измениться отдельно взятый район центрального ядра города. Для других символом новизны стало появление в отдаленных от центра районах таких сооружений, как Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице, 5, спроектированное архитектурным бюро Захи Хадид.

Многие ездят в любимые уголки столицы, например, на Кузнецкий Мост, смотрят на его «прогулочное настроение», полное отсутствие автомобилей и видят, что он стал лучше, чем был. Примеры метаморфоз многообразны – от расширения пешеходных зон до создания новых парков, от запуска фуникулеров до переосмысления внешнего вида набережных, от новых автомобильных развязок до сложных эстакад.

Какими средствами удается добиваться этих изменений? Профессиональное сообщество отвечает на этот вопрос по-разному. Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов часто подчеркивает важность международного участия в развитии столичных проектов. Поставленные на поток архитектурные конкурсы с участием зарубежных мастеров предельно накалили градус конкуренции. Со временем лучшие проекты стали плодом взаимодействия международных команд. Это касается как отдельных зданий, так и целых районов, объектов транспорта, например, метро.

Стремительно осваиваются новые технологии. Монолитное строительство, бывшее еще недавно делом совершенно новым, завоевало стройплощадки. Панорамное остекление стало привычным. Возможности отечественных и зарубежных производителей безграничны. Примеры пластичных фасадов можно увидеть уже не только в журналах мировой архитектуры, но и на улицах города.

В ответ на запрос потребителя

Локомотивом модных тенденций, как и во многих других отраслях, становится сегмент дорогой недвижимости. Здесь градус конкуренции был высоким всегда, а качество стало ответом на запрос взыскательного покупателя.

Ирина Бурдельная, советник президента по внешним коммуникациям компании «Галс-Девелопмент», считает, что на выбор жилья влияет именно архитектурная концепция, так как это первое, что видит перед собой покупатель. Осознавая важность первого впечатления, девелоперы готовы вкладывать серьезные инвестиции в разработку и качественное исполнение фасадных решений, приглашать к сотрудничеству именитых архитекторов.

Исторически Москва отличается разнообразием архитектурных стилей, их причудливым смешением и сочетанием. Но, как и в любую эпоху, в облике города всегда есть место классике, к которой особенно расположены покупатели дорогой недвижимости. Этот стиль ассоциируется с монументальными постройками прошлого, где жили выдающиеся деятели эпохи. «Проекты «Наследие», «Достояние», «Искра-Парк» продолжают традиции сталинского ампира, для которого характерны натуральные материалы и цвета, присущие природным материалам, – мрамору, граниту, бронзе», – подчеркивают в компании.

Один из примеров – проект «Театральный дом». Главный фасад здания, украшенный карнизами и пилястрами, включает в себя элементы реконструкции доходного дома XIX – начала XX века. Внутри дворовые фасады цвета морской волны украшены декоративными цветочными панно в стиле модерн, созданными группой художников под руководством архитектора Павла Андреева. Такой необычный синтез архитектуры и живописи делает «Те-
атральный дом» «коллекционным» и рождает у покупателей ассоциации с фамильными особняками аристократических семей, которые украшались определенной символикой.

В выборе цветовой палитры тоже есть свой тренд. В последнее время в Москве наиболее активно стали прослеживаться два типа фасадных решений. Для массовой застройки – яркие цветовые пятна на преимущественно светлых фасадах жилых домов. В элитных комплексах все чаще стали появляться красные, коричневые и черные цвета, что отчасти продиктовано модой на лофт-стиль. Именно такой внешний облик был выбран для жилого квартала «Литератор» в Хамовниках, композиционным центром которого является историческое здание солодовни из красного кирпича. Для жилых корпусов квартала Wine House, наоборот, выбран контрастный светлый цвет с черными вставками, которые добавляют комплексу графичности.

Корзины для кондиционеров, зеленые крыши для людей

Игорь Соломатин, директор департамента рекламы и маркетинга «Лидер-Инвест», согласен, что уровень архитектуры в массовой застройке в последние годы значительно выше, чем был 10–15 лет назад. А четыре кита современного девелоперского продукта – это фасады, лобби, благоустройство и планировки.

Помимо желания удовлетворить потребности покупателей имеют значение и законодательные инициативы властей. Например, несколько лет назад девелоперов обязали предусматривать место для наружных блоков кондиционеров, чтобы исключить их беспорядочное размещение на фасадах. Одним из решений стали декоративные металлические корзины, стоимость которых составляет в среднем 6–8 тыс. рублей за штуку. Если класс жилья выше, то проектируются специальные технические балконы для кондиционеров всех квартир. Для девелопера этот вариант еще дороже, но он добавляет проекту эстетики и с технической точки зрения делает обслуживание кондиционеров удобнее. В конечном счете это тоже преимущество для покупателей.

Помимо привычного помещения консьержа во входных группах сейчас повсеместно проектируются места для досуга жителей, колясочные комнаты, помещения, где даже можно помыть лапы собаке. В проектах более высокого класса есть мягкие зоны ожидания, камины, детские зоны, коворкинги. Такие решения – это собственная инициатива девелопера, которая требует дополнительных расходов, но в то же время создает более качественную среду для жителей.

«Общественные пространства должны транслировать настроение дома, его индивидуальность – это продолжение названия проекта, его концепции», – говорит Игорь Соломатин.

Огромное внимание в современных проектах уделяется благоустройству. Многие девелоперы сегодня выделяют значительные площади под создание парковых зон, зеленых территорий.
В ЖК «Крылья» под озеленение отведено около 5 га – это больше половины всего участка. Но ландшафтный парк с прудом, закрытые прогулочные зоны делают проект еще более привлекательным. Продолжение темы – это зеленые кровли. В каждом из трех корпусов-«трилистников» с переменной этажностью кровли более низких «лепестков» будут эксплуатируемыми. Этот необязательный элемент архитектуры также повышает уровень комфорта.

В последнее время изменилось отношение девелоперов и к социальным объектам: они перестали быть просто обременением. В жилых комплексах стали появляться школы, которые проектируют и строят под конкретное учебное заведение с учетом его программ, методик, традиций. Например, оператором школы в ЖК «Крылья» станет одно из старейших частных образовательных учреждений Москвы – школа «Золотое сечение». Конечно, все преимущества проекта отражаются и в цене квадратного метра. Но в общем объеме на эти улучшения приходится лишь несколько процентов. Девелопер не зарабатывает напрямую на дополнительных опциях, но они помогают создавать качественный и интересный проект.

Эстетика плюс трезвый расчет

Татьяна Тихонова, генеральный директор «РГ-Девелопмент», подчеркивает важность тех возможностей, которые обеспечиваются за счет партнерства девелоперов с известными архитектурными бюро, популярными и даже концептуальными дизайнерами интерьеров, создателями общеизвестных брендов. Это современный тренд, который дает возможность повышать класс объекта строительства, влиять на темпы продаж, выгодно выделяться на фоне конкурентов, но в первую очередь это определяется запросом самих покупателей.

Продумывая архитектуру жилого комплекса в Москве, необходимо соблюдать баланс между эстетикой проекта и его ценой, между архитектурной идеей и расположением жилого комплекса. Российские покупатели, по наблюдению Татьяны Тихоновой, более традиционны и консервативны в этом вопросе. Их предпочтения – сочетание умеренной роскоши и уюта – учитываются при создании новых комплексов. Так, квартал «Октябрьское поле» продолжает столь близкую для многих тему архитектуры середины прошлого века: элегантные карнизы, подчеркнутые вертикальные членения, гармоничное сочетание в отделке темно-серого и светло-бежевого оттенков. Жилые корпуса совмещают утонченность фасадных решений в стиле неоклассицизма, инновационные технологии и функциональность пространства. В проектах «РГ-Девелопмент» предусмотрены собственные небольшие парковые зоны, элементы ландшафтного озеленения. На смену стоянкам для автомобилей во дворе пришли спортивные площадки и зоны отдыха. В денежном выражении доля затрат на архитектуру не столь велика, если говорить о проекте в целом, имея в виду весь объем работ застройщика – от приобретения земельного участка до сдачи объекта под заселение.
В зависимости от многих факторов, эти расходы составляют 1–2%.