Бизнес технологичный и инновационный
В этом году четырехдневная выставка, которая проходила с 13 по 16 мая, вновь обновила максимум – число экспонентов выросло на 40% по сравнению с 2023-м. В рамках MosBuild 2024 свою продукцию представляли свыше 1,4 тыс. российских и зарубежных компаний из 22 стран, свыше 500 из которых – впервые. Увеличилась и общая площадь выставки, которая в этот раз занимала порядка 80 тыс. кв. метров в одиннадцати залах «Крокус Экспо». При этом обновления затронули не только пул участников, но и разделы экспозиции. На выставке был развернут новый сектор «Камень», второй раз работал сектор «Оконные технологии», число участников которого выросло на 71% по сравнению с прошлым годом.
Крупнейшие компании представили свою продукцию в 15 секторах рынка – от строительства до отделки и декорирования интерьеров зданий. Среди них такие гиганты, как «РУСАЛ», White Hills и Kerama Marazzi, КНАУФ Россия, Melke, Futuruss, Schtandart, «Альта-Профиль», «Алюминстрой», ТД «Керамика и Клинкер», «Пенетрон», Сыктывкарский фанерный завод, Мосплитка, Manders, «Тиккурила», Espocada и другие. Много изготовителей различной продукции было из Поднебесной. Вместе с тем дорожающий импорт и низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам стимулирует более эффективную работу предприятий по производству строительных и отделочных материалов. По мнению специалистов, россияне в состоянии сами производить многие используемые в строительстве компоненты и изделия и отказаться от импорта без потери качества. Однако импортозамещение невозможно осуществить в одночасье – на это уходят месяцы и годы. «Сырья и изделий для строительства мы импортируем все меньше, аналогичные европейским станки и машины, которые не купить в Европе, стремимся изготовить сами или приобрести в дружественном Китае», – признались «Московской перспективе» участники выставки.
О том, как отрасль продвигается в данном направлении, рассказали представители различных фирм, представленных на выставке.
Так, стенд компании RTP (OOO «РосТурПласт») привлек внимание посетителей большим количеством продукции. По словам специалиста отдела продаж Татьяны Бабушкиной, завод в Егорьевском районе Подмосковья был основан в 2005 году как производственная фирма по выпуску полимерных труб и фитингов. На предприятии современное европейское оборудование. Позже открылись еще заводы: в Новосибирске и Краснодаре. Сегодня на 25 экструзионных линиях и 65 термопластавтоматах компании выпускается свыше 2,5 тыс. наименований продукции, предназначенной для использования при монтаже систем отопления, наружного и внутреннего водоснабжения и канализации, многочисленную запорную арматуру, оборудование для монтажа и другие виды изделий. К числу самых информативных можно было отнести и стенд компании КНАУФ Россия, представленный в разделе выставки «Строительные материалы». Стенд акцентировал внимание посетителей на материалах нового поколения, и в частности на листовом гипсокартоне.
Александр Третьяков, руководитель отдела компании по работе с архитекторами, пояснил, что вся представленная продукция производится на территории России, в том числе товары, которые прежде импортировались. «Мы разработали специальные типы перегородок и каркасных стен, чтобы упростить выбор решения как архитектору-проектировщику, так и застройщику. Эти конструкции обладают наивысшими показателями по звукоизоляции», – отметил специалист. Он также рассказал, что недавно компания получила сертификат на противопожарное перекрытие из негорючих материалов, которое применяется для обеспечения требуемых пределов огнестойкости зон для прокладки инженерных коммуникаций в запотолочном пространстве – разработку, над которой трудились по многочисленным запросам застройщиков.
А сотрудник компании WesterWalder Klinker отметила, что при низком курсе рубля изменения затрагивают, как правило, тех, кто находится наверху ценовой линейки, поскольку стоимость изделий, изготовленных с применением дорогостоящих импортных компонентов, приходится поднимать. Как пояснил заместитель генерального директора по развитию «Фибратек» Алексей Карпов, высокотехнологичное предприятие из Рязани изготавливает листовые строительные материалы на основе хризотилцементного композита с 2016 года и оснащено самым современным оборудованием. Относительно новое направление в этой отрасли –
производство высокопрочных, энергоэффективных текстурированных фасадных досок. «Наша продукция из натуральных и экологичных компонентов способна конкурировать по характеристикам и эстетике с лучшими зарубежными аналогами, при этом оставаясь более доступной.
Хризотилцементный композит – долговечный универсальный строительный материал, позволяющий создать самые сложные конструкции – от несъемной опалубки и заборов до быстромонтируемых сборных стяжек полов и плоских кровельных систем, ступенек или универсальной доски – плоского конструкционного листа», – рассказал специалист. Разные напольные покрытия и до санкций закупали в Китае, а премиальный паркет – в Беларуси. Сейчас рынок переориентировался внутрь страны, и как подтвердила выставка, отечественные производители кварцвинила и ламината выпускают продукцию хорошего качества на основе технологий, специально разработанных для российского рынка. Что ж, осталось порадоваться за отечественную строительную индустрию. Строительство – один из секторов экономики, который прежде был весьма зависим от импортных материалов и комплектующих и сейчас активно и успешно адаптируется под новую реальность.