Человечно о бесчеловечном - Московская перспектива

Человечно о бесчеловечном

Человечно о бесчеловечном
Человечно о бесчеловечном
Фильмы о войне исследуют пограничные состояния человека

На Каннском кинофестивале, который пройдет с 14 по 25 мая, отобран всего один российский фильм – «Дылда» Кантемира Балагова, действие которого происходит в послевоенном Ленинграде. Об этой ленте, а также о том, что в российском кинематографе происходит всплеск интереса к теме Великой Отечественной войны, – в материале корреспондента «МП», которая и сама является сценаристом фильма о юном герое.

Главные героини фильма «Дылда» – девушки, только вернувшиеся с фронта в 1945 году, которые пытаются наладить новую мирную жизнь, когда вокруг, и главное, внутри – руины. «Для меня это фильм о том, что война не заканчивается в момент прекращения огня, – рассказывает режиссер Кантемир Балагов. – Она продолжает убивать...»

Александр Роднянский, продюсер «Кинотавра», сказал о фильме так: «Дылда» – драма, погруженная в человеческую психологию. Меня поражает смелость, с которой Кантемир исследует пограничные состояния человека».

В День Победы на экраны вышел последний фильм по сценарию Станислава Говорухина «На Париж» с участием Дмитрия Певцова, Сергея Маковецкого, Михаила Ефремова и Ренаты Литвиновой. Это история советских офицеров, плечом к плечу прошедших войну и решивших отпраздновать Великую Победу в Париже. Друзья, выдержавшие страшный путь войны, доходят до самого Берлина в надежде на новую жизнь – на любовь, захватывающие приключения и город мечты Париж. «Наш фильм основан на абсолютно реальных событиях, рассказанных Героем Советского Союза Александром Милюковым, – говорит режиссер Сергей Саркисов. – Прежде всего эта картина не о войне, а о людях, о чувствах, о том, как в человеке, прошедшем все ужасы войны, вновь пробуждается любовь к жизни».

Удивительно, что молодые режиссеры очень человечно подходят к такой страшной и жестокой теме, как война. О войне начали снимать даже детские фильмы, несмотря на то что детского кино в последние годы у нас вообще нет.

В прокате идет фильм «Война Анны» Алексея Федорченко – это совершенно особенное военное кино. У «Войны Анны» мало общего с традицией советского кино о войне, даже с «детскими» ее образцами – фильмом «Иваново детство» и лентой «Жила-была девочка». Это камерная, почти бессловесная драма, внутри которой скрыта масса чувств и эмоций. Вообще, сложно представить себе материал более спекулятивный, чем детская судьба во время войны. В фильме Федорченко нет и тени манипуляции и каких-то бьющих в лоб приемов. «Война Анны» – тихая, самобытная, ни на что не похожая горькая история, один из самых человечных фильмов о войне вообще. «Мне в свое время очень понравился «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо, – делится режиссер Алексей Федорченко. – Это, конечно, очень хорошая картина. Про «Алису в Зазеркалье» мы вспомнили уже на последних сценах фильмах, к сожалению. В конце съемок я увидел: «Да у нас же все там герои есть из «Алисы»!» Но решили это не педалировать. Прямых референсов там нет. Хотелось снимать что-то самодостаточное. Было желание спрятаться в мир детей, но в то же время я хотел, чтобы это было очень физиологическое кино. Хочется пить, писать, есть, укрыться от мороза, спрятаться от шума – на таких вещах хотелось делать историю. Тогда она получалась большая – за счет минимализма».

Скоро выходит в прокат еще один фильм, основанный на реальной истории самого маленького шестилетнего героя Великой Отечественной войны Сереже Алешкове – «Солдатик», снятый по сценарию вашей покорной слуги Наталии Журавлёвой. Художественным руководителем этого проекта выступила режиссер Алла Сурикова. «Для нас очень важно языком кинематографа донести до самого юного поколения правду о нашей великой истории, – говорит Алла Сурикова. – Наверное, только так – на примерах – и можно вырастить тех самых мальчишек, которым «нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть». Этот фильм то трогательное, пронзительное и необыкновенно атмосферное военное кино, своей интонацией напоминающее такие фильмы, как «В бой идут одни «старики» или «Служили два товарища». В главных ролях заняты Андрей Андреев, играющий в Детском музыкальном театре юного актера, Виктор Добронравов и Дарья Урсуляк. «Герой картины, – считает режиссер Виктория Фанасютина, – может стать для современных ребят настоящим примером, достойным подражания, дать урок мужества и стойкости любому, даже взрослому, человеку. Нам действительно хочется, чтобы наши дети росли патриотами. А это возможно только когда есть примеры, на которые можно равняться. В данном случае ничего не нужно было выдумывать: у нашего народа великая история, только важно не забывать героические страницы прошлого».

Знаменитые актеры – участники Великой Отечественной войны

Адольф Ильин

Для Александра Ильина-младшего 9 Мая – не просто праздник. Хотя большинство зрителей знает его по роли Семена Лобанова из нашумевшего сериала «Интерны», Александр уже успел сняться в нескольких военных фильмах и побывать в шкуре людей, прошедших войну. Война коснулась и его семьи.

В актерской династии Ильиных Саша самый младший. Чтобы не путать с отцом, известным актером Александром Ильиным, его называют Александр Ильин-младший, не менее известны и его старшие братья Илья и Алексей, всенародно любим дядя Владимир Ильин. А родоначальником этой семьи был дедушка – заслуженный артист РСФСР Адольф Ильин, который прошел всю войну, неоднократно был в плену, вернулся с осколком в животе, так и прожил с ним до конца жизни. «Дедушка вообще не очень любил впечатлениями делиться, – вспоминает Ильин-младший, но что-то рассказывал… Интересный случай у него был. Они таскали с собой пленных немцев, чтобы окопы рыть вместе перед наступлением, и когда вырыли одну яму вдвоем с немцем, сели покурить. И разговорились – один чуть по-русски, другой чуть по-немецки. «Тебя как зовут?» – спрашивает немец деда. «Меня как вашего – Адольф, – отвечает дед. – А тебя как?» – «А меня как вашего – Иосиф!»

Сергей Бондарчук

Сергей Федорович прошел всю войну солдатом, был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Супруга режиссера актриса Ирина Скобцева вспоминает, что во время войны ее мужа особо потряс один случай: «Была страшная фугас-
ная атака на Грозный. Казалось, что земля горит и железо плавится. Стоял жуткий запах горелого человеческого мяса. Сергей укрылся в окопе, который в любую секунду мог стать его могилой. Неожиданно к краю окопа подошла собака – опаленная, в язвах, с перебитым хвостом. «Сейчас точно набросится», – решил Сергей. Они встретились глазами и долго-долго смотрели друг на друга. Взгляд этой собаки, полный ужаса, Сергей Федорович запомнил на всю жизнь».

Владимир Этуш

На фронт начинающий артист попал прямо из «Щуки». Несмотря на бронь, которая была у всех студентов училища, 16 октября 1941-го Этуш пошел в военкомат и написал заявление с просьбой отправить его добровольцем на фронт. «Юношеский порыв, о котором я ни разу не пожалел», – вспоминал Владимир Абрамович. Он окончил четырехмесячные курсы военных переводчиков, служил сначала переводчиком в полковой разведке, а затем стал оперативным помощником начальника штаба. В 1943 году был тяжело ранен, после госпиталя получил II группу инвалидности и был комиссован. За всю свою жизнь он почти не снимался в фильмах о войне. «Наверное, потому, что там я пережил самые страшные дни, – говорил Владимир Абрамович. – Никакой спектакль не способен передать весь ужас того времени. Мы голодали, тащили на себе раненых, ночами без сна выслеживали врага. Кстати, под Ростовом я понял, что ресурсы человеческого организма беспредельны... Сколько раз я должен был на фронте погибнуть, не передается исчислению».

Юрий Никулин

Юрия Никулина сразу после окончания школы призвали в армию и отправили служить в 115-й зенитно-артиллерийский полк, который в 1939–1940 годах охранял воздушные подступы к Ленинграду. Когда немцы напали на Советский Союз, Никулин вместо демобилизации продолжил службу, оставшись под Ленинградом. «Первого убитого при мне человека невозможно забыть, – вспоминал актер. – Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто». За заслуги в боевых действиях Юрий Владимирович был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Разговаривать на тему своего фронтового прошлого Никулин не любил. Но забыть его роли в фильмах «Они сражались за Родину» и «Двадцать дней без войны» невозможно.

Анатолий Папанов

Начинающего актера в августе 1943 года, к тому моменту уже сыгравшего несколько ролей, отправили сразу на передовую. За год он дослужился до старшего сержанта, стал командиром взвода зенитной артиллерии. Однако уже в марте 1942-го в бою под Харьковом авиабомба уничтожила почти всю их зенитную батарею – из сорока человек выжили только двое. «Я осмотрелся – рядом огромная земляная воронка, и кругом лежат убитые товарищи. Никого живого», – вспоминал артист, который после той бомбардировки был тяжело ранен в ногу, но, к счастью, сильно изуродованная нога актера осталась почти цела: врачи ампутировали только два пальца. Поступать на актерский факультет в ГИТИС Папанов пришел на костылях, пообещав комиссии, что быстро научится ходить нормально.