Что на выходе
Построенная в составе БКЛ станция «Рижская» является пересадочной на Калужско-Рижскую линию метро. Она открылась
1 марта 2023 года. Изначально планировали, что станция будет мелкого заложения, с колоннами по центру, платформы на ней будут островного типа, а встречные железнодорожные колеи пройдут между ними, как на станции метро «Александровский сад». Работы по строительству станции готовились вести открытым способом, для этого собирались рыть котлован на месте Рижского рынка. Предполагалось, что на поверхность пассажиры метро будут попадать через два выхода: один около железнодорожной платформы Ржевская, другой – на Рижской площади. Но грунты оказались настолько сложными и неустойчивыми, что планы пришлось менять, а станцию опустить глубоко под землю. Для такого варианта работ предпочли взять распространенную пилонную конструкцию будущей станции.
К тому же потребовалось создать интересный дизайн. В течение первой половины 2017 года различные архитектурные бюро представляли свои проекты, а лучшего из лучших выбрали москвичи с помощью голосования на платформе «Активный гражданин». Проект-победитель затем доработали в Метрогипротрансе, чтобы адаптировать смелые идеи с учетом глубокого заложения станции.
Работы по прокладке тоннелей, переносу и сооружению различных сетей и инженерных коммуникаций заняли еще около пяти лет. Платформу расположили под Рижской площадью. Чтобы соединить ее с соседними станциями – «Сокольники» и «Марьина Роща», – на линии использовали тоннелепроходческие механизированные комплексы шестиметрового диаметра. Немало времени заняли работы по строительству пересадки на Калужско-Рижскую линию, а также выходов в город. С архитектурной точки зрения станция получилась необычной. Главным элементом декора являются четырехметровые арки из нержавеющей стали. Они, по замыслу авторов, символизируют порталы в город, в первую очередь для тех, кто попадает в столицу через Рижский вокзал.
Сейчас станция c одним подземным вестибюлем, расположенным под Рижской площадью. «Строительство второго вестибюля необходимо для увязки различных видов транспорта. Интеграция метрополитена с вокзальным комплексом в будущем позволит повысить комфортное передвижение пассажиров при пересадке на Московские центральные диаметры (МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4), а также на высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург – Великий Новгород – Тверь – Москва. Станция метро «Рижская» находится на глубине 63,5 метра, а строящийся эскалаторный тоннель соединит ее с новым вестибюлем. Всего проектом предусмотрено 165 колец эскалаторного хода, 81 из них уже установили. Это чугунные тюбинги диаметром 10,5 метра, которые изготавливаются в России. На постоянное место их устанавливает тоннельный наклонный укладчик ТНУ-4 тоже отечественного производства», – пояснил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Возведение наклонного эскалаторного хода второго вестибюля станции метро «Рижская» (он запроектирован в районе пересечения проспекта Мира и Водопроводного переулка) ведется горным способом. К этому методу пришлось прибегнуть из-за ограниченного пространства и сложных водонасыщенных грунтов. Перед началом работ строители оформили границы будущего наклонного хода и заморозили грунт, пробурив скважины по контуру сооружаемого эскалаторного тоннеля. Затем в них по заглубленным в почву специальным трубам подали хладагент.
Технология заморозки обеспечила устойчивость грунта при проходке тоннеля. Согласно расчетам, чтобы построить наклонный тоннель, строителям потребуется разработать и вывезти около 10 тыс. кубометров различной породы. Сегодня разработано более 4 тыс. кубометров, что позволило метростроителям продвинуться на 62 метра. Проходка наклона осуществляется с помощью блокоукладчика. Общая длина наклонного хода составит 129 метров. В нем и смонтируют эскалаторы, которые станут одними из самых длинных в столичном метрополитене, почти догоняя нынешнего лидера, станцию «Марьина Роща» со 130-метровыми эскалаторами.