Девелоперы больших смыслов
Центр Москвы перестал быть единственной точкой притяжения в городе: в других частях столицы появляются пркрасные возможности для проведения интересного времяпрепровождения и отдыха. Благодаря градостроительной политике столичных властей и усилиям девелоперов в городе формируются новые центры притяжения с качественным благоустройством, современным жильем, функциональными общественными пространствами, удобным транспортом и комфортной городской средой. Эксперты отмечают важность локальной идентификации районов. Так, по мнению декана факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгения Михайленко, отказ от стандартизации в строительстве и благоустройстве при сохранении высокого достигнутого уровня комфорта позволит сделать каждый район уникальным и ценным для его жителей.
В свою очередь председатель правления Московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков уточнил, что в советское время из-за массовой типовой застройки стирались узнаваемость и уникальность городских районов: «Между тем индивидуальность и имидж места очень важны для самоидентичности жителей города, тем более такого большого мегаполиса, как Москва. Кстати, и потенциальные новоселы – покупатели жилья скорее выберут такой район, с историей и своей «изюминкой». Этими факторами объясняется стремление властей и девелоперов не просто создать комфортный квартал, а сделать его запоминающимся, отличным от других».
Красота спасет мир
В поисках смыслового наполнения градостроительных проектов девелоперы обратили свой взор к искусству. Оно формирует образ жизни и, в определенной степени, сценарии поведения современных горожан. По мнению главного архитектора столицы Сергея Кузнецова, элементы искусства в городской застройке выполняют образовательную и воспитательную функции. «Причем публичное уличное искусство имеет очень большую аудиторию – не надо идти в музей, сама городская среда и есть музей. Только классический музей подразумевает застывшие формы, а тут динамичная экспозиция. Поэтому совет тем, кто сомневается, быть или не быть стрит-арту, – да, конечно, быть, надо делать», – подчеркнул Сергей Кузнецов.
Девелопервы согласны с этой позицией. Так, директор по коммуникациям и устойчивому развитию STONE Татьяна Желанова считает, что общественно доступное искусство, паблик-арт – неотъемлемая часть успешного и цельного проекта недвижимости сегодня: «Вне зависимости от расположения, от класса и типа недвижимости паблик-арт придает объекту узнаваемость, помогает раскрыть его потенциал и концепцию, выполняет функцию навигации и объекта притяжения. Мы тесно и профессионально работаем с искусством в наших проектах и имеем опыт интеграции арт-составляющей в различных форматах –
от размещения поп-арт инсталляций до открытия галереи в составе инфраструктуры и коллабораций с художниками, в том числе в формате диджитал-арта».
Даже сам выбор арт-объекта может стать ярким событием в культурной жизни города. Так, по инициативе компании STONE в Москве проводился конкурс на концепцию объекта для офисного квартала в Бумажном проезде. Победил арт-объект «Ангел», контрастирующий в своей форме с окружающей средой строгостью прямых углов. «Каскадная лестница, спускающаяся к центральной площади, – визитная карточка этого места. Важно было найти образ, который бы считывался и находился на одном уровне четкости с архитектурой офисного квартала в районе Беговой. Получилось преобразовать пространство в картинку, которая сочетает строгость, дисциплину, свободный дух и даже предпринимательство», – отметил автор победившей концепции.
В целом девелоперы оценивают нематериальный профит от интеграции искусства в объекты недвижимости гораздо выше, чем затраты на реализацию этих идей. «Мы получаем не просто эстетичный объект декора, а осмысленный арт, несущий определенные идеи, созвучный с качественной современной архитектурой и формирующий дополнительные ценности у резидентов», – подчеркнула Татьяна Желанова.
С уважением к истории
Москва – город с почти тысячелетней историей и, хочется надеяться, с не менее славным будущим. Естественно, что подкреплять эти надежды должны проекты качественного и эффективного развития, сочетающие в себе современный уровень комфорта с обязательным сохранением исторического наследия, доставшегося от предков. «С каждым годом мы отмечаем, что девелоперы все больше стремятся интегрировать исторические здания в новые строящиеся объекты. Эта тенденция в очередной раз доказывает, что Москва – динамично развивающийся современный мегаполис с огромной историей, где прошлое и будущее тесно переплетаются между собой», – отметил руководитель московского Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. Среди таких проектов можно выделить реконструкцию бывшего дома Товарищества фабрики П.Т. Фирсова в историческом районе Тишинки – это здание конца XIX века расположено на первой линии элитного квартала «Тишинский бульвар». В ходе реализации данного проекта застройщик обязался сохранить исторические фасады строе-
ния, а гарантом бережного отношения к истории выступил Департамент культурного наследия Москвы, согласовавший архитектурно-функциональную концепцию дома. Она подразумевает, в числе прочих работ, сохранение западного и южного фасадов, восстановление трещин, пустот и поврежденных участков стен. Важно отметить, что речь идет не просто о реставрации исторического объекта, а о его включении в полноценную городскую жизнь. Здесь, в приватном дворе-парке площадью 2,1 гектара, девелопер создает прогулочный бульвар длиной 300 метров, три внутренних двора с тематическим озеленением и насыщенную инфраструктуру для жителей.
О спорт, ты – мир!
В основе многих изменений, происходящих в жизни города в последние годы, лежат принципы Urban Health. Наполняя районы необходимой инфраструктурой, власти ставят перед собой задачу менять поведение горожан, формируя у них привычку к активному образу жизни. Вместе с тем модную «здоровую» повестку взяли на вооружение и девелоперы. В результате в жилых комплексах стали появляться не просто спортивные площадки, что и раньше было обязательным атрибутом проекта, а целые спортивные кластеры. Примером такого подхода можно считать проекты бизнес-центра N’ICE TOWER и многофункционального кластера SPORT GATE. Этот объект расположен вблизи Таганского района и включает в себя две ледовые арены уровня НХЛ с высококачественным оборудованием, с сауной и зонами отдыха; здесь же залы – тренажерные, гимнастические, общей физической и специализированной хоккейной подготовки, для групповых занятий, для сквоша, а также универсальный зал для тенниса, волейбола и баскетбола. Генеральный директор COLDY Construction Константин Войнов пояснил, что кластер обеспечит возможность заниматься 15 видами спорта и в перспективе станет точкой притяжения и сосредоточения спортивной жизни мегаполиса. «Сегодня отмечается дефицит возможностей для занятий спортом у жителей столицы. Поэтому создание масштабных спортивных кластеров в рамках новых жилых кварталов не только окажет значимый позитивный эффект на повышение имиджа, привлекательности районов и создание новых рабочих мест, но и будет способствовать развитию спорта в России, вносить значимый вклад в укрепление здоровья нации», – отметил Константин Войнов.
Делу время, потехе час
Мощной точкой притяжения на карте города может стать не только культурный центр или спортивный кластер, но и бизнес-парк. В настоящее время актуальны проекты создания мест приложения труда за пределами центральной части города, но в шаговой доступности от жилых кварталов. Уже имеющийся опыт показывает, что формирование дополнительных точек деловой активности дает работу людям рядом с местами постоянного проживания и позволяет снизить загруженность дорог и общественного транспорта в городе. Примером этого может служить введенный недавно в эксплуатацию очередной офис-
ный корпус с фитнес-клубом в Бутырском районе столицы на территории бизнес-парка «Останкино». «Всего в составе бизнес-парка «Останкино» представлено шесть 12-этажных корпусов, пять из них введены в эксплуатацию, а два уже открыты. С вводом последнего корпуса общее число рабочих мест в проекте достигнет 12 тысяч человек», – уточнил директор по управлению проектами компании PIONEER Николай Махоткин.
Перед архитекторами проекта стояла задача спроектировать здания крупного бизнес-парка таким образом, чтобы создать яркий и современный архитектурный облик объекта, а также максимально раскрыть видовые свойства комплекса. «Бизнес-паркам свойственны универсальные архитектурно-градостроительные решения. Но для этого проекта наша команда разработала авторский облик. Это не просто ансамбль зданий, а современная городская среда. Результатом реа-
лизации стало комфортное деловое пространство, стимулирующее людей к креативной работе», – рассказал руководитель UNK (автор проекта) Юлий Борисов. Стоит добавить, что здания комплекса формируют внутреннюю среду, свободную от автомобильного трафика и парковок, безопасную и благоустроенную, а корпуса объекта отличаются рисунком и цветом панелей, что делает каждый из них одновременно неповторимым и лаконичным.