Дороги вдоль и поперек
Взятый несколько лет назад курс на приоритетное строительство объектов транспортной инфраструктуры позволил снять остроту транспортной проблемы во всей столичной агломерации. За прошедшие семь лет только в столице построили 800 км новых дорог, общая протяженность дорожной сети выросла почти на 20%. Однако высокие темпы развития Москвы и Подмосковья требуют дальнейшего расширения сети автомобильных, железных дорог и метрополитена. В ближайших планах реализация масштабного проекта создания Московских центральных диаметров.
Развитие Московского транспортного узла — приоритет работы федерального правительства, властей столицы и Подмосковья, сказал министр транспорта Евгений Дитрих. Приоритетным проектом на ближайшие годы станут Московские центральные диаметры (МЦД). Эти линии призваны связать город с областью, сократить время поездок и унифицировать билетную систему, сервисы и навигацию. В настоящее время ведется разработка проектов планировки территорий МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск, эти диаметры планируется запустить первыми. Очень важно и то, что диаметры будут интегрированы с другими видами транспорта. Например, с направления МЦД-1 от Одинцова до Лобни пассажиры смогут пересесть на 13 станций метрополитена, на две станции Московского центрального кольца (МЦК) и две железнодорожные станции других радиальных направлений. На маршруте МЦД-2 от Нахабина до Подольска будет 15 пересадок на метро, шесть — на радиальные направления и две — на МЦК. Это проект, который создаст новую транспортную реальность и позволит сделать качественный шаг по формированию одной из самых комфортных транспортных систем среди мегаполисов мира.
При этом рассматривается возможность строительства новых платформ в городе. ОАО «РЖД» в рамках модернизации существующих радиальных направлений и запуска МЦД реконструирует существующие станции.
Не менее важно развитие транспортной инфраструктуры и в новой Москве. В числе первоочередных проектов можно назвать строительство дополнительных путей на Киевском и Курском направлениях, а также обустройство прилегающих к железной дороге территорий. Планируется строительство дополнительных остановочных пунктов в первую очередь на участках Кокошкино — Крекшино Киевского направления и Щербинка — Силикатная Курского направления.
Получит развитие и улично-дорожная сеть ТиНАО. Перед городскими властями стоит задача в первую очередь сформировать систему поперечных автодорог, а также радиальную — за счет реконструкции Калужского, Киевского, Варшавского шоссе и строительства магистралей Саларьево — Московский — Марьино, Мамыри — Солнцево — Бутово — Видное — Пенино — Шарапово. Недавно уже открыли первый участок от Киевского до Калужского шоссе. Также в ближайшей перспективе планируется запуск Центральной кольцевой автомобильной дороги протяженностью порядка 530 км, в том числе 26 км — на территории новой Москвы.
Работа столичных властей направлена на наиболее сложные и важные стратегические участки. Одним из них является развитие хордовых магистралей. По мнению специалистов, такие трассы на 20% эффективнее строительства очередного кольца.
Северо-восточная хорда свяжет городские районы на севере, северо-востоке и востоке. Недавно ввели в эксплуатацию участки от Щелковского шоссе до Открытого шоссе, от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе, а также от шоссе Энтузиастов до МКАД. В настоящее время ведется проектирование дороги от Октябрьской железной дороги до Ярославского шоссе.
Практически построена Северо-западная хорда протяженностью 32 км, которая призвана обеспечить связь между северо-восточными и юго-западными районами Москвы, минуя центр города. Сейчас строится мостовой переход в районе Мневниковской поймы, а также проектируется участок от Дмитровского шоссе до Северо-восточной хорды.
Южная рокада длиной порядка 36 км должна существенно разгрузить Каширское, Варшавское шоссе и Пролетарский проспект. Сейчас ведется строительство участка от Балаклавского до Пролетарского проспекта, а также проектируется транспортная развязка с мостом через Москву-реку, которая обеспечит связь между районами Москворечье-Сабурово и Марьино. Кроме того, предстоит реконструировать развязку на пересечении МКАД и улицы Верхние Поля.
Не менее важными для города являются и проекты дублеров Кутузовского проспекта — Южного и Северного, которые призваны разгрузить одну из самых напряженных московских магистралей. Южный дублер сейчас активно строится, предстоит еще реконструкция транспортной развязки на МКАД, в которую он «впадает».
Что касается Северного дублера, то это уникальная высокоскоростная магистраль протяженностью 10,5 км, которая будет построена в рамках концессионного соглашения и разгрузит не только Кутузовский проспект, но и Можайское шоссе за пределами МКАД.
Юго-восточная хорда призвана восполнить дефицит поперечных связей в юго-восточном секторе города, территория которого разобщена, поскольку здесь существует множество преград как естественного, так и искусственного происхождения. Кроме того, эта трасса очень важна для связи с территорией ТиНАО. Протяженность хорды на участке от шоссе Энтузиастов и до 35-го километра МКАД составит 36 км, из которых 11 км приходится на уже существующую улично-дорожную сеть. Она пройдет через 10 районов Москвы и пересечет пять существующих магистралей.
Сегодня активно ведется проектирование Юго-восточной хорды на отдельных участках. Уже разработаны и утверждены проекты планировки от шоссе Энтузиастов до Грайвороновской улицы (4,4 км), от Каширского шоссе до Шоссейной улицы (2,57 км, в том числе переход через Москву-реку). Проектируется планировка участка от Грайвороновской до Шоссейной улицы.
Новую жизнь получит в ближайшие годы и трамвайное сообщение. В ближайшие 10 лет в Москве планируется построить более 100 км трамвайный линий. В границах старой Москвы к этому времени планируется проложить 54,7 км трамвайных линий с 63 остановками. Для обслуживания трамваев предполагается возвести три электродепо. Новые маршруты пройдут от станции метро «Шоссе Энтузиастов» до района Ивановское; от станции метро «Пражская» в районы Западное и Восточное Бирюлево; от пересечения Павелецкого направления МЖД с Элеваторной улицей в 6-й микрорайон Загорья и другие.
Кроме того, до 2028 года планируется построить и ввести в эксплуатацию около 51 км трамвайных линий в новой Москве. Это позволит обеспечить транспортную связанность присоединенных территорий, в том числе между Киевским и Варшавским шоссе, поселениями Московский, Сосенское, Рязановское и другими.