Эффективный инструмент

Эффективный инструмент

Эффективный инструмент
Эффективный инструмент
Разработку ТИМ-моделей объектов можно отнести к ключевым инновационным изменениям, которые пришли в строительную отрасль и теперь существенно меняют практику на всех этапах жизненного цикла объекта – от проектирования до управления. В современных экономических условиях, когда первоочередное значение обретают сроки и качество, ТИМ-моделирование становится незаменимым. С 1 января 2022 года технология стала обязательной при возведении всех объектов капитального строительства с государственным участием. Сегодня Москва не только внедряет новации в практику, но и делится своими наработками с регионами.

Технология ТИМ-моделирования является комплексной, охватывающей не только процессы проектирования, строительства, но и эксплуатацию новых объектов. Сокращение сроков проектирования достигается за счет оптимизации технологических процессов. «Например, если раньше при смене материала и цвета фасада требовался подробный перерасчет всей расходной части проекта, то теперь это можно сделать автоматически за несколько секунд», – объясняет заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. Кстати, внедрять эти технологии стройкомплекс Москвы стал задолго до возникновения упомянутого требования к бюджетному строительству. Начинали с пилотных проектов, частично выполнявшихся в ТИМ. Сегодня же в столице реализуется уже более 50 проектов с применением данной новации.
ТИМ осваивали на объектах различного функционального назначения. Например, с помощью технологии информационного моделирования спроектировали жилой дом на Судостроительной улице в рамках программы реновации. Его цифровая модель включает разделы архитектурных и конструктивных решений, тепломеханической части, сетей связи, вентиляции и кондиционирования, отопления, водоснабжения и водоотведения, пожаротушения, электроснабжения и электроосвещения.

ВЫХОД В МЕТРО
Преимущества новой технологии стали стимулом для ее применения и при строительстве новых станций и линий метро. Большой вклад в эту работу вносит холдинг «Мосинжпроект», создавая, в частности, единые информационные модели будущих Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий метро. «Специалисты холдинга впервые осуществляют проектирование целых линий метро, каждая единая информационная модель содержит графическую информацию и всю рабочую документацию по станциям, перегонам и притоннельным сооружениям», – рассказывает Андрей Бочкарёв. В работе у проектировщиков пять станций и перегонов Рублёво-Архангельской линии, а также десять станций и перегонов Бирюлёвской ветки. Применяется информационное моделирование также при проектировании станции «ЗИЛ» и перегона от нее до станции «Крымская» строящейся Троицкой линии.
Станционные комплексы метрополитена насыщены огромным количеством различного оборудования и инженерных систем. Кроме тех, которыми оснащается большинство зданий промышленного и гражданского назначения, стабильную работу метро обеспечивают тоннельная вентиляция, различные виды связи, автоматизированные системы диспетчерского управления и другие. Возникает проблема, как все это разместить. Решить задачу как раз и позволяет проектирование в единой информационной модели. Применяются ТИМ и непосредственно в ходе стройки. Детально прописываются задачи применения технологии, организационные функции сотрудников, карты процессов моделирования, процедуры совместной работы и контроля качества, требующиеся ресурсы, структура цифровых моделей и стратегия реализации проекта. Таким образом, и специалисты-проектировщики, и строители работают одновременно в единой среде, что повышает уровень взаимодействия, позволяет избегать ошибок и коллизий и ускоряет сроки выполнения работ.

ТИМ: ШАГ ЗА ШАГОМ
Шагнули новые технологии и в сферу дорожного строительства. Сегодня по ТИМ-моделям в Москве проектируется 18 километров улично-дорожной сети. В частности, инновации применяются при проектировании железнодорожного путепровода тоннельного типа с подземным пешеходным переходом, соединяющим улицу Добролюбова с улицей Складочной; искусственное сооружение через железнодорожные пути, которое соединит улицу Костромскую и Юрловский проезд; путепровода на улице Золоторожский Вал; надземного пешеходного перехода на участке ММДЦ «Москва-Сити» и перехода через железнодорожные пути, соединяющего улицу Малыгина и Малыгинский проезд. Проектируются и возводятся с применением ТИМ-моделей и уникальные здания и сооружения. Например, кластер «Ломоносов» в научной долине МГУ, строительство которого сегодня входит в завершающую стадию. Этот объект в конструктивном плане довольно сложен, спроектировать и построить его качественно и в срок, избежав ошибок и просчетов, было бы непросто без применения инновационного подхода, снижающего погрешности на всех этапах. Сегодня в процессе стройки в режиме онлайн идет обмен информацией между всеми участниками процесса. Технология позволяет также оперативно реагировать на любые ситуации, чтобы специалисты вовремя могли принимать соответствующие технические, инженерные и иные решения. Все это многократно повышает качество и точность выполнения работ. Таким образом, шаг за шагом технологии информационного моделирования становятся основным трендом совершенствования всей градостроительной деятельности. Но жизнь не стоит на месте, на подходе очередные технологии, которые в Москве берутся на вооружение уже сегодня. Так, по оценке Андрея Бочкарёва, следующим этапом цифровизации строительной отрасли может стать параметрическое проектирование. «Тогда компьютерные алгоритмы смогут самостоятельно составлять проект целого района», – пояснил он.

Теги: #