Эксперты о новом образовательном пространстве - Московская перспектива

Эксперты о новом образовательном пространстве

Эксперты о новом образовательном пространстве
Эксперты о новом образовательном пространстве Фото: pixabay

Доминик Фаш

председатель совета директоров компании «Российский технологический фонд» (RTF), член совета директоров технопарка Sophia Antipolis (Франция):

Университета в старом понимании уже не существует, потому что сегодня цифровой мир может полностью или частично менять модель образования, которая у нас была. Индустрия ХХI века – индустрия ума. Для нее нужна жизненная среда, возможность выходить на горизонтальный уровень. Сегодня главное топливо экономики не нефть, а мозги.

Анна Курбатова,

основатель НПК Quite White, директор Института комплексного развития территорий:

Когда Стив Джобс создавал свой второй офис, он подобрал земельный участок. Но до совершения сделки держал в секрете сумму контракта на покупку земли. Это связано с тем, что в Европе проекты развития кампусов, тем более таких крупных организаций, являются драйверами развития территорий и провоцируют капитализацию земли. Все окружающие собственники земли могли бы взвинтить ее стоимость. Я не знаю, сколько будет стоить земля в новой Москве после появления там образовательных кампусов, но я понимаю, что это очень хороший драйвер развития.

У новой Москвы есть большой потенциал для создания образовательных кластеров. На мой взгляд, в ТиНАО могли бы быть востребованы кампусы педагогических, спортивных вузов, а также имеющих отношение к пищевой промышленности.

Тимур Башкаев,

архитектор, основатель Архитектурного бюро Тимура Башкаева:

Ключевым фактором, который должен определить кампус нового типа в России, является диверсификация, то есть разность элементов внутри академгородка: это разные люди, виды деятельности и разные пространства. Именно поэтому городские студенческие кампусы могут и должны быть переоборудованы для доступности и жителей города, а не только самих студентов. В современном мегаполисе кампусы должны существовать как взаимообогащающие многофункциональные центры. Там могут быть и библиотеки, доступные горожанам, и культурные зоны, образовательные и спортивные составляющие. Возможны также и театральные залы, которыми смогут пользоваться жители столицы, и научные и подготовительные программы для детей.

Ольга Павленко,

магистр МАРХИ выпуска 2019 года:

Данная тема – интеграция городской общественной функции в структуру транспортно-пересадочного узла – рассматривалась мной в рамках магистерской диссертации. Рассматривалось прежде всего необходимое наличие территориальных и пространственных резервов для развития территории, которая прилагается к Московскому центральному кольцу. Один из принципов городского кампуса – это многофункциональность как общественный центр, которым могут пользоваться не только резиденты, но и жители города, и эта многофункциональность поможет восполнить разрывы городской ткани как раз на территории, прилегающей к промзонам, так как именно на этих территориях высокое развитие транспортного каркаса и низкое качество развития городской ткани. Также к городскому кампусу необходим комплексный градостроительный и архитектурный подход.

Константин Зискин,

заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ им. М.В. Ломоносова:

Самый главный вопрос – понять, чем новое современное образовательное пространство отличается от того, что формировалось несколько десятилетий назад. Проблема здесь в том, что те, кто будет пользоваться кампусами, сейчас еще очень молоды, поэтому все пространства для них проектируются людьми старшего поколения. Если раньше выпускники университетов приходили на рынок труда, где все было понятно, то в будущем этот рынок будет совсем другим. Мир переходит от индустриализации, больших заводов и производств к малому бизнесу, личная инициатива становится необходимой. Новый мир и новое поколение дает возможности для объема всего разнообразия, важно, чтобы среда и пространство учитывали это разнообразие.

Андрей Языкеев

руководитель Калининградского отделения Международной академии детско-юношеского туризма:

Сегодня уже недостаточно отучиться в институте и пользоваться полученной базой на протяжении всей жизни. Современному специалисту приходится постоянно повышать квалификацию, осваивать новые знания и профессии, поэтому дополнительное образование становится актуальным и востребованным. Нужно также понимать, что образование играет ключевую роль в любой сфере. Неважно, о чем мы говорим – о развитии туризма, о качественной городской среде или о космонавтике. Базами для любого развития становится сеть образовательных учреждений и, что не менее важно, методики подготовки специалистов. Сегодня становятся модными онлайн-курсы, дистанционное образование. Эти новинки, конечно, нужно учитывать и применять.

Вероника Холина

заведующая кафедрой региональной экономики и географии РУДН:

Вузы, которые у нас есть, довольно старые. Даже новые учебные заведения возводятся по стандартам, заложенным в 1960–1980-х годах. В 1990-е годы ничего нового у нас не строили, а сейчас наша задача – модифицировать то, что у нас есть под новые требования. Это создания коворкинговых пространств, бренда вуза, зон отдыха, чего раньше вообще не было предусмотрено, это создание открытых библиотек, где можно почитать любую книгу, отдохнуть. У нас долгосрочное сотрудничество с университетом Ниццы Софии Антиполис. У нас много программ двойных дипломов. Мы проектируем совместные исследовательские образовательные программы по концепции умного города и даже умные территории.