Евгений Карманов: «Возможность физически прикоснуться к воде выкручивает рекреационный потенциал территории на максимум» - Московская перспектива
Евгений Карманов: «Возможность физически прикоснуться к воде выкручивает рекреационный потенциал территории на максимум»

Евгений Карманов: «Возможность физически прикоснуться к воде выкручивает рекреационный потенциал территории на максимум»

Евгений Карманов: «Возможность физически прикоснуться к воде выкручивает рекреационный потенциал территории на максимум»
Евгений Карманов: «Возможность физически прикоснуться к воде выкручивает рекреационный потенциал территории на максимум»
Архитектурное бюро «Созоныч» создает современные общественные пространства. Его дизайн-проекты всегда основаны на подробном градостроительном анализе территории и результатах работы с жителями, а в их основе лежит ключевая концепция, формирующая бренд новой территории. Разработка мастер-плана акватории Южного речного порта – одно из последних решений компании. О новых тенденциях использования рек в создании городского облика «МП» поговорила с сооснователем, руководителем проектов архбюро Евгением Кармановым.

Как сегодня архитекторы вписывают в свои проекты пространство городских рек?
– Исторически река в городе выполняла множество важных транспортных, хозяйственных, бытовых функций – обеспечивала удобную логистику для торговли, являлась частью фортификационных сооружений. А сейчас в крупных мегаполисах с их дорогой землей и, как следствие, плотной застройкой на первый план выходит эстетическая сторона. Открытые пространства водной глади всегда выигрышно подчеркивают архитектуру, привносят частицу успокоения в бешеный городской ритм. Наше бюро образовалось в Санкт-Петербурге, где вода буквально пронизывает весь центр города, но и здесь, в Москве, кажется, что реку нельзя выделять в отдельную категорию. Столетиями Москва-река органично сосуществует с застройкой, вплетаясь в нее, отражая ее, рождая новые перспективы.

Со сменой вектора использования реки появляется задача приближения водной артерии к людям. Как вы в своих проектах ее решаете?
– Тема обеспечения доступа горожан к воде очень актуально звучит в урбанистической повестке в последние десятилетия. Раньше люди старались отгородиться, усилить берега, подняться повыше. Сейчас же все наоборот, мы видим успешный опыт наших европейских коллег, создающих новые общественные пространства на набережных, где возможность физически прикоснуться к воде выкручивает рекреационный потенциал территории на максимум. Это другой уровень проектирования, другой уровень качества среды. Естественно, людям должна быть обеспечена безопасность, но здесь важно поймать правильный баланс.

Кстати, вы опираетесь на зарубежный опыт использования рек?
– Во время работы над мастер-планом Южного речного порта был проведен большой анализ аналогов создания марин в крупных городах. Так, мы видим, что подобная функция успешно зарекомендовала себя в Лондоне, Осло, Амстердаме, Мальмо и так далее. Но также мы рассматривали и работу по созданию общественных пространств у воды, как организуются спуски, какие функции внедряются, как вода сосуществует с бизнесом.

Как архитекторы обеспечивают транспортную инфраструктуру, обустраивая современные причалы?
– Тема использования городских рек как транспортных артерий также очень актуальна, и в первую очередь потому, что содержит в себе действительно большой потенциал. Важно предусмотреть удобное сообщение между берегами, альтернативу мостам, да и просто прогулочные маршруты. Все это дает новую степень свободы для горожан, позволяет почувствовать комфорт окружающей среды.

О каких интересных проектах создания рекреационных зон у воды вы можете рассказать?
– С 2018 года наша команда работает над улучшением городской среды и жизни людей в городах. Мы разрабатываем проекты общественных пространств и архитектурных объектов. Наша команда вдохновилась идеей создания рекреационной зоны вдоль всего берега Южного речного порта. Работа была интересна тем, что нам предстояло превратить безликую бывшую промзону в современный городской квартал. Там планируется равномерное распределение объектов транспортной и досуговой инфраструктуры. Предлагается создать марины для частных судов, причалы для регулярного транспорта, спортивные и досуговые водные объекты, спуски к воде, кафе и плавучий парк. Специфика обустройства береговой зоны для архитекторов заключается еще и в том, чтобы увидеть, как задуманное будет смотреться с воды. Поэтому наши специалисты не один раз проплыли вдоль берега Южного порта.

Насколько целесообразно развивать инфраструктуру у воды, когда зимой река замерзает и трафик сильно сокращается?
– Погодные условия в России действительно усложняют работу с городской средой. Это факт, что зимой люди стараются меньше находиться вне помещений, с этим не нужно спорить. Но в то же время если смотреть с этой позиции, то можно и не строить парки, велодорожки, площади, не создавать все то, что делает наши города такими красивыми, потому что бывает зима. У нас есть прекрасные лето, осень и весна, в это время вся водная инфраструктура будет радовать горожан.