Фотовыставка «Архитектура света» на Тверском бульваре продлится до 10 декабря

Фотовыставка «Архитектура света» на Тверском бульваре продлится до 10 декабря

Фотовыставка «Архитектура света» на Тверском бульваре продлится до 10 декабря
Фотовыставка «Архитектура света» на Тверском бульваре продлится до 10 декабря
В мире Гарри Поттера магия работает с помощью заклинаний: необходимо произнести несколько колдовских слов и взмахнуть волшебной палочкой. Чтобы создать мощный источник света, подойдет заклинание «Люмос Максима!». Жаль, что оно не работает в реальном мире. Московским архитекторам приходится включать всю свою фантазию и смекалку, чтобы буквально «залить» станции метро светом и в то же время подчеркнуть индивидуальные особенности объектов «подземелья».

Традиционный формат фотовыставок для Москвы в этот раз приглашает зрителя выйти из метро, чтобы увидеть красоту и эстетику освещения столичной подземки. Фотовыставка «Архитектура света» – совместный проект художницы Александры Слон и Москомархитектуры. Здесь все то, что скрыто от глаз пассажиров в спешке ежедневной рутины, открывается с выверенных ракурсов через отсутствие цвета. Иногда палитра отвлекает взгляд от формы, и именно монохром подчеркнет каждый штрих, словно свежая карандашная графика.

«Потолочные светильники столичной подземки – это отдельный вид искусства, через который читается богатая история города, дух старого метрополитена и ультрасовременная урбанистическая архитектура», – подчеркнула председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Кадры круглых светильников глазами Александры Слон создают или, вернее, вторят зимнему настроению. Непохожие друг на друга, как снежинки, но такие же стройные и узнаваемые. Однако концепция каждого уникальна, как и все станции метрополитена.

Люстра станции «Таганской» символизирует вазу, из которой, как букет цветов, расходятся плафоны. На станции «Проспект Мира» Кольцевой линии метро люстра – это уже другой символ: сельского хозяйства. Растительный орнамент дает подсказку, что перед нами может быть венок или даже сноп ржи. Светильник на «Пушкинской» Таганско-Краснопресненской ветки и вовсе сделан в виде паникадила – центральной люстры со множеством свечей или лампад, характерной для храма.

«Московский метрополитен известен и любим во всем мире благодаря своей архитектуре. Уникальный облик каждой станции складывается из множества деталей, в том числе из элементов освещения. Они по праву могут считаться отдельными произведениями искусства – дизайн каждого светильника разрабатывается под конкретную станцию и является ее неотъемлемой частью. Отмечу, что в современных проектах эта традиция сохраняется, технологии ушли далеко вперед и позволяют воплощать в жизнь смелые и яркие идеи. Выставка имеет глубокий смысл, акцентируя внимание на одном элементе. Мы показываем, как из малого рождается целое, каждый проект – это удивительная синергия тысячи элементов», – отмечает главный архитектор
Москвы Сергей Кузнецов.

Свет, который принято считать всего лишь инструментом для комфорта, является едва ли не основообразующим элементом дизайна станций. Именно благодаря драматургии света и тени во многом и формируется самобытность и без того запоминающихся образов новых станций московского метро.

Например, «Пыхтино» Солнцевской линии украшают 10 световых алюминиевых конструкций в виде турбин самолетов, а над эскалатором сделали «световой колодец», в котором разместили макет первого в мире сверхзвукового пассажирского Ту-144. Свет «Воронцовской» Большой кольцевой линии «играет» с формами колонн-метеоритов. Здесь он в разных видах для подчеркивания глубины и объема потолка, который символизирует Млечный Путь.

«Я начала рассматривать метро внутри более детально, когда ко мне пришла идея создать свой дизайн станции. Здесь я обращала внимание и на плафоны, и на люстры, и, конечно, на архитектуру метрополитена, задавалась вопросом «почему освещение не равномерное на всех станциях, где-то светло, где-то темно?». Для себя нашла ответ в гармонии архитектурного ансамбля. На новых станциях освещение, прячась, подсвечивает новые дизайнерские решения станции. Находясь в метро, я грею свою мечту, как было бы здорово реализовать дизайн станции, который я разработала», – рассказала «Московской перспективе» Александра Слон