Фотовыставка «Архитектура света» на Тверском бульваре продлится до 10 декабря
Традиционный формат фотовыставок для Москвы в этот раз приглашает зрителя выйти из метро, чтобы увидеть красоту и эстетику освещения столичной подземки. Фотовыставка «Архитектура света» – совместный проект художницы Александры Слон и Москомархитектуры. Здесь все то, что скрыто от глаз пассажиров в спешке ежедневной рутины, открывается с выверенных ракурсов через отсутствие цвета. Иногда палитра отвлекает взгляд от формы, и именно монохром подчеркнет каждый штрих, словно свежая карандашная графика.
«Потолочные светильники столичной подземки – это отдельный вид искусства, через который читается богатая история города, дух старого метрополитена и ультрасовременная урбанистическая архитектура», – подчеркнула председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
Кадры круглых светильников глазами Александры Слон создают или, вернее, вторят зимнему настроению. Непохожие друг на друга, как снежинки, но такие же стройные и узнаваемые. Однако концепция каждого уникальна, как и все станции метрополитена.
Люстра станции «Таганской» символизирует вазу, из которой, как букет цветов, расходятся плафоны. На станции «Проспект Мира» Кольцевой линии метро люстра – это уже другой символ: сельского хозяйства. Растительный орнамент дает подсказку, что перед нами может быть венок или даже сноп ржи. Светильник на «Пушкинской» Таганско-Краснопресненской ветки и вовсе сделан в виде паникадила – центральной люстры со множеством свечей или лампад, характерной для храма.
«Московский метрополитен известен и любим во всем мире благодаря своей архитектуре. Уникальный облик каждой станции складывается из множества деталей, в том числе из элементов освещения. Они по праву могут считаться отдельными произведениями искусства – дизайн каждого светильника разрабатывается под конкретную станцию и является ее неотъемлемой частью. Отмечу, что в современных проектах эта традиция сохраняется, технологии ушли далеко вперед и позволяют воплощать в жизнь смелые и яркие идеи. Выставка имеет глубокий смысл, акцентируя внимание на одном элементе. Мы показываем, как из малого рождается целое, каждый проект – это удивительная синергия тысячи элементов», – отмечает главный архитектор
Москвы Сергей Кузнецов.
Свет, который принято считать всего лишь инструментом для комфорта, является едва ли не основообразующим элементом дизайна станций. Именно благодаря драматургии света и тени во многом и формируется самобытность и без того запоминающихся образов новых станций московского метро.
Например, «Пыхтино» Солнцевской линии украшают 10 световых алюминиевых конструкций в виде турбин самолетов, а над эскалатором сделали «световой колодец», в котором разместили макет первого в мире сверхзвукового пассажирского Ту-144. Свет «Воронцовской» Большой кольцевой линии «играет» с формами колонн-метеоритов. Здесь он в разных видах для подчеркивания глубины и объема потолка, который символизирует Млечный Путь.
«Я начала рассматривать метро внутри более детально, когда ко мне пришла идея создать свой дизайн станции. Здесь я обращала внимание и на плафоны, и на люстры, и, конечно, на архитектуру метрополитена, задавалась вопросом «почему освещение не равномерное на всех станциях, где-то светло, где-то темно?». Для себя нашла ответ в гармонии архитектурного ансамбля. На новых станциях освещение, прячась, подсвечивает новые дизайнерские решения станции. Находясь в метро, я грею свою мечту, как было бы здорово реализовать дизайн станции, который я разработала», – рассказала «Московской перспективе» Александра Слон