Гавань ждет корабли
В столице началась реставрация здания Северного речного вокзала. Ценнейший памятник архитектуры был закрыт с 2010 года. «Это великолепное здание эпохи сталинского ампира. Интерьеры и фасады восстанавливаем по архивным материалам. Интересно, что звезда на шпиле вокзала сначала венчала Спасскую башню Кремля», — написал на своей странице в Twitter мэр Москвы Сергей Собянин. Уже через три года москвичи увидят вокзал, который был открыт в столице в 1937 году. Здание будет точно таким же, как в год открытия.
Некогда величественное здание Северного речного вокзала до недавнего времени представляло собой печальное зрелище. Обветшалые стены, облупившаяся на фасаде штукатурка, нарисованные на набережной граффити и забор по периметру — таким его видели редкие прохожие. Но сейчас на берегу Химкинского водохранилища работа идет полным ходом. Первый ярус здания затянут фальшфасадами, а на башне видны строительные леса.
Сперва здание ждут противоаварийные работы, после этого ему вернут исторический облик: восстановят фасад и интерьеры вплоть до возврата прежних картин, а куранты на башне снова начнут отсчитывать время и провожать корабли.
Северный речной вокзал открыли одновременно с каналом им. Москвы в 1937 году. Он стал первым подобным объектом в СССР, при строительстве которого внимание было уделено не только функциональности, но и эстетике. Над возведением здания работали архитекторы Алексей Рухлядев, самый известный проект которого — наземный вестибюль станции метро «Комсомольская», Владимир Кринский, скульптор Иван Ефимов и художник Наталья Данько. Главное здание получилось парадным, но одновременно легким — такого эффекта удалось добиться за счет большого количества арок. Венчала его тонкая башня с часами и 25-метровым шпилем с огромной пятиконечной звездой. Интересно, что раньше эта звезда украшала Спасскую башню Кремля. Однако из-за суровых погодных условий она часто теряла свой золотистый цвет. В 1936 году ее поменяли на рубиновую, а золотая оказалась на башне вокзала. Звезду украсили уральскими самоцветами — аметистами, топазами и александритами, а также горным хрусталем. В оригинальном проекте шпиль во время навигации должен был подниматься на высоту 83 метра и опускаться зимой во время ее прекращения.
Свой секрет есть и у башенных курантов.
Точно известно только, что курантам на башне не меньше двухсот лет. В советское время их отреставрировали, заменили стрелки и цифры. С 1937 по 1996 год часы работали от собственного огромного механизма, который сотрудникам приходилось заводить раз в два дня. В 1996-м часы частично реконструировали, их больше не нужно заводить вручную, так как их завод регулируется с помощью установленных электронных датчиков. Еще одна отличительная деталь вокзала — широкая гранитная лестница, ведущая от центрального портала к набережной. А колонны центрального входа и сегодня украшены майоликовыми панно с сюжетами «Москвы будущего»: главной стройки пятилетки, поездов московского метро, речных и морских пароходов и освоения Северного морского пути. Вокзал был полноценным местом отдыха. Его крыша стала террасой, куда москвичи приезжали полюбоваться видом на Московское море — так называли Химкинское водохранилище. А ресторан с панорамным видом считался лучшим в городе.
В 1987 году вокзалу присвоили статус памятника архитектуры общесоюзного значения. Постепенно объем пассажирских перевозок уменьшился, здание начало приходить в упадок. В ходе реконструкции вокзалу вернут точный исторический облик — профессиональные реставраторы по архивным материалам восстановят витражи, арки и майоликовые медальоны фасада. Реконструируют парадную лестницу, два исторических фонтана, а также башню с уникальным подъемным механизмом. Внутреннее убранство вокзала тоже вернется к своему первоначальному виду. На стенах появятся те же картины, на стенах и потолке — такие же светильники. Помимо восстановления самого здания вокзала реконструируют пирс, привокзальную площадь и парк, площадь которого занимает более 50 га.