Где в Москве можно полюбоваться мозаиками эпохи развитого социализма
Мозаичные панно появляются на фасадах и в интерьерах самых разных общественных зданий столицы – научно-исследовательских и учебных институтов, министерств, музеев, кинотеатров, кафе, магазинов, культурных и спортивных центров, а иногда и на торцах жилых домов. Стиль таких изображений зачастую далек от предписанного художникам метода социалистического реализма, порой доходя до абстракции. К каким темам обращались художники эпохи развитого социализма?
БУДУЩЕЕ СТРАНЫ СОВЕТОВ
Мозаика на фасаде Дворца пионеров на Воробьевых горах связана с хрущевской оттепелью, продолжавшейся с середины 1950 х до середины 1960 х годов, а также возникновением советского модернизма – нового архитектурного стиля. Тогда вели борьбу с излишествами, а мозаики были едва ли не единственным способом украсить здание. Дворец пионеров стал одним из первопроходцев нового стиля в архитектуре. Панно «Юные ленинцы» на фасаде главного входа авторства художника и скульптора Евгения Аблина изображает пионеров и комсомольцев. Мозаика выполнена из красно-оранжевой смальты и поливной керамики и сочетается с рельефными изображениями из белого цемента. В 2023 году панно отреставрировали – восполнили утраченные элементы, убрали сколы и трещины. В главном корпусе на первом этаже под планетарием обновили более 200 кв. метров мозаичного пола, символизирующего звездное небо. На нем из желто-бежевых деталей выполнен большой скорпион с глазами из красной и голубой смальты. Все изображения складываются в созвездия Млечного Пути.
УТРО КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ
В 1960 е годы в монументальном искусстве появилась тема достижения науки в советской стране. Монотонные, протяженные фасады производственно-научных учреждений служили прекрасным фоном для размещения мозаик. В 1967 году огромное панно «Наука» украсило торцевой фасад одного из корпусов НИИ «Сапфир» на Щербаковской улице. Оно состоит из трех горизонтальных полос. На нижней расположены люди в комбинезонах, белых халатах, скафандрах – это образы ученых, студентов, космонавтов. Над ними, вырываясь из земной атмосферы, устремляется ввысь космическая ракета, а выше – в звездных сферах – планеты и спутники. Трехчастную композицию панно объединяет вертикаль женской фигуры, олицетворяющей советскую науку. В 1969 году торец здания школы № 630, выходящий на Варшавское шоссе, занимает яркое мозаичное панно «Космос» известного художника-монументалиста Юрия Королёва, космонавт – главный герой – изображен проходящим через миры со звездой в руках.
РОЖДЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ
В 1967 м, в год 50 летия Октябрьской революции на проспекте Калинина (теперь Новый Арбат) открывается кинотеатр «Октябрь», весь периметр верхнего яруса фасада которого занимает мозаичный коллаж из смальты и натурального камня в красно-рыжих тонах с изображением сцен революционной борьбы, имитирующий склейку фрагментов киноленты. Писатель и поэт Константин Симонов посвятил этой мозаике специальную статью, в которой рассказал об идейном замысле работы: «Художники поставили перед собой эпическую задачу – выразить в монументальных обобщенных образах движение революции, ее завоевания, ее свершения. И вот в мозаике возникли величественные фигуры революционных матросов, рабочих, фигуры знаменосцев революции и фигуры ее мужественных защитников-буденовцев».
ЛИРИЧЕСКИЙ МОТИВ
В 1968 году в парке Горького открылось кафе «Времена года», рассчитанное на 1,2 тыс. посетителей. Спустя четыре года его интерьеры украсила большая лирическая мозаика «Осень», центром которой стала рыжеволосая девушка, подхваченная мощным порывом ветра. В советское время кафе пользовалось большой популярностью, его включали в обязательную часть культурной программы форумов, конференций, проходивших в Москве. Однако в условиях рыночной экономики кафе разорилось и ожидало своей участи в полном забвении, но ему повезло. Центр современной культуры «Гараж» заказал знаменитому голландскому архитектору Рему Колхасу проект реконструкции и реставрации здания. В результате в 2015 году оно обрело новую жизнь, став музеем, а мозаику сохранили и бережно восстановили.
СЛАВА ТРУДУ И КПСС
В 1970 х годах большое мозаичное панно «КПСС» разместили в одном из цехов НИИ «Графит» на Электродной улице. На нем изобразили три профиля: рабочего, девушки-сварщицы и инженера, которые смотрят на аббревиатуру КПСС и разместившуюся под ними Спасскую башню Московского Кремля. Фон композиции, что неудивительно, – ярко-красный, а на солнце почти огненный. Но в начале 2000 х мозаика пропала, только через несколько лет ее обнаружили в одном из московских баров. В 2021 году после реставрации ее вернули на территорию «Графита», ставшего бизнес-парком, теперь панно открывает въезд на предприятие.
Другое панно 70 х годов прошлого века, украшавшее бывший завод «Серп и Молот», теперь разместилось на стене бара «Интеллигенция» на Таганке. И хотя мозаика не приспособлена для транспортировки, иногда перемещение на новое место – единственная возможность ее сохранить, что и было сделано с творением неизвестного автора, которое выполнено в духе авангардного плакатного искусства. Художник на геометрический фон выложил силуэт Кремля, а игра цвета и размеров элементов мозаичной картины создали эффект мерцания пятиконечных звезд, вписанных еще и в ромбы.
В 1987 году Московский ликеро-водочный завод на Самокатной улице получил название «Кристалл», а общественные пространства фасовочного цеха начали украшать великолепной мозаикой, созданной к 850 летию столицы. В итоге обширная композиция заняла холл первого этажа и три лестничных марша. Ее собирали из серых, розовых, белых и коричневых кусочков керамики. На панно изображены различные периоды истории Москвы и ее знаковые объекты: Кремль, МГУ, «Лужники», памятник Пушкину и многие другие. Сегодня исторические здания стали частью арт-квартала, поэтому посмотреть мозаичные картины могут все желающие.
ТОРЖЕСТВО НАУКИ
Вход в Дом оптики на проспекте Мира в 1974 году украсило фантазийное панно «Макромир – микромир. Макрокосм – микрокосм», выполненное в нежных зелено-голубых тонах. В центре композиции – планета Земля, а сюрреалистичные образы слева и справа от нее можно трактовать как формы жизни, рассмотренные под микроскопом или в телескоп. Панно создал художник Евгений Казарянц в технике римской мозаики. Автор использовал настолько мелкие кусочки смальты, что глаз их практически не различает, реагируя лишь на переливы цвета. Тема науки в мозаиках, созданных в 1960–1980 х годах, преобладала. В Москве много великолепных композиций тех лет. Среди них горельеф «Лента Мебиуса» на фасаде Центрального экономико-математического института РАН на Нахимовском проспекте, гигантское панно «Исцеление человека» на фасаде библиотеки Медицинского университета имени Н.И. Пирогова на улице Островитянова и многие другие.
ФЭШН-ИНДУСТРИЯ В СССР
В советское время в большой пристройке жилого дома № 6 на Измайловском шоссе работал магазин экспериментальной фабрики одежды «Женская мода». А в 1982 году на его фасаде появилось мозаичное панно «Женщины и мода» художницы Елены Романовой, композиция которого показывает эволюцию женского костюма. И хотя магазина давно нет, москвичи по-прежнему любуются девушками в античной тоге или в средневековой одежде с горгерой, в платье с широким кринолином или с турнюром, в ярком комбинезоне на высоких каблуках.