Главный герой фильма -- город Москва - Московская перспектива

Главный герой фильма -- город Москва

Главный герой фильма -- город Москва
Главный герой фильма --  город Москва
Памяти Георгия Данелии

На 89-м году жизни скончался выдающийся режиссер Георгий Николаевич Данелия. Его фильмы стали культурным достоянием. Но далеко не все знают, что Георгий Данелия не только великолепный режиссер, по первому образованию он архитектор, а еще Данелия — талантливый литератор. Некоторое время назад «Московская перспектива» расказывала, что в своей книге «Безбилетный пассажир» Георгий Николаевич ярко и образно описывал эпизоды из своей жизни. С большим юмором вспоминал он и о том, как снимался фильм «Я шагаю по Москве». Сегодня мы напомним нашим читателям отрывки из книги великого мастера.

Цветок на окне

В Московском архитектурном я учился без особых провалов и достижений. Но рад, что окончил Архитектурный, мне там было интересно. Лекции читали замечательные профессора, и было много симпатичных, талантливых ребят.

В нашей группе было два мастера – Юрий Николаевич Шевердяев и Михаил Федорович Оленев. Шевердяев – элегантный, спортивный, ведущий архитектор, по его проекту построен кинотеатр «Пушкинский», где прошли все премьеры моих фильмов. (Кинотеатр открылся премьерой фильма «Я шагаю по Москве». – Прим. редактора) – Он был очень занят и появлялся у нас нечасто. А Оленев – скромный, похожий на сельского учителя, – был все время с нами.

Михаил Федорович Оленев был очень болен, и мы старались не задерживать его долго у своих подрамников, чтобы он не уставал. Но он все равно каждый раз засиживался с нами допоздна – увлекался. Он накладывал на чертеж кальку, брал свой любимый мягкий цанговый карандаш «Кохинор 6В», думал, а потом по кальке правил проект… А потом рисовал возле здания для масштаба что-нибудь забавное: бородатого старика на самокате, пожарного на качелях, афишную тумбу, на которую задрала ногу собачка… Мне, когда я проектировал южный вокзал, он нарисовал шарманщика на перроне, а в небе – глазастый вертолет, с которого спрыгнул парашютист в железнодорожной форме…

…Михаил Федорович умер. Гроб стоял в институте, в большой пустой комнате. Ночью мы с моими друзьями Олегом Жагаром и Димой Жабицким, как это положено, дежурили у гроба. На стене висела картина Михаила Федоровича: открытое окно, на подоконнике глиняный горшок, в горшке – цветок, за окном ровное небо. Все скупо и просто… Но там, за окном, было столько воздуха и столько радости, что я заплакал.

Брызги шампанского

Пришел Гена Шпаликов, принес бутылку шампанского в авоське и сказал, что придумал для меня классный сценарий. И рассказал:

— Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается… Нравится?

— И что дальше?

— А дальше придумаем.

Гена поставил на стол бутылку шампанского, достал из серванта бокалы. Шампанское было теплым, и когда Гена открывал, полбутылки вылилось на свежевыкрашенную клеевой краской стену.

— Хорошая примета! — обрадовался Гена.

Но мама, когда увидела пятно на стене, не очень обрадовалась. Два дня назад у нас закончился ремонт, который длился три месяца.

А через полтора года, после премьеры фильма в Доме кино, мама сказала, что не против, чтобы Гена забрызгал шампанским и другую стену, если будет такой же результат.

В прошлом году меня познакомили с французским продюсером. Он поинтересовался, какие фильмы я снимал. Переводчик перечислил. Среди прочих назвал и «Я шагаю по Москве».

— Это не тот фильм, где идет девушка под дождем, а за ней едет велосипедист?

Сорок лет прошло с тех пор, как фильм показывали во Франции, а он запомнил именно то, с чего все началось…

Между прочим. В этой сцене снимались три девушки. Две блондинки, а третья — журналистка. В субботу снимали общий план — идет светловолосая девушка, за ней едет велосипедист с зонтиком. В понедельник светловолосая стройная девушка на съемку не явилась. Ассистенты ринулись во ВГИК и привезли другую, тоже светловолосую и стройную. Сняли крупный план. Но оказалось, что у нее экзамен и ей надо уходить. И пришлось снимать босые ноги корреспондентки «Известий», которая терпеливо ждала, пока мы освободимся, чтобы взять интервью.

Мы со своим сценарием застряли в начале пути — на худсовете объединения. Полгода мы с Геной уточняли мысль, прочерчивали сюжет, разрабатывали характеры, а на худсовете объединения сценарий все не принимали и не принимали. Мне это надоело, и я, нарушив субординацию, отнес сценарий Баскакову:

— Прочитайте и скажите, стоит дальше работать или бросить.

Баскаков читать не стал. Спросил:

— Без фиги в кармане?

— Без.

— Слово?

— Слово.

И Баскаков велел фильм запустить.

Этот фильм снимали легко, быстро и весело. И нам нравилось то, что мы делаем. И материал всем нам нравился. Мне приятно было находиться в компании Кольки, Алены, Володи и Саши и во время съемок, и после, когда я вечером дома продумывал план следующего дня…

Но когда показали материал худсовету объединения, там опять сказали:

— Непонятно, о чем фильм.

— О хороших людях.

Из книги «Безбилетный пассажир»

 

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА

– Вы нам посоветуйте, что невесте купить,
а то мы ничего не можем придумать. – Квартиру.

– А ты слышал, что если можешь не писать –
не пиши? – Я могу и не писать. А вам что, не понравилось? – Нравится девочке, а литература –
это искусство.

– А ему и прическа такая идет.
Типичный уголовник.

– Свет, ты меня любишь? Что «да»?
«Да» – да или «да» – нет?

– Псих он. Ну ничего, в армии его к дисциплине
приучат!

– Я думал, ты мне друг, а ты мне рубашку порвал!

– Молодой человек, ты чего кричишь?
– Я пою.