Город, где не нашлось места Ленину. Подробный гид по архитектуре Жуковского - Московская перспектива

Город, где не нашлось места Ленину. Подробный гид по архитектуре Жуковского

Город, где не нашлось места Ленину. Подробный гид по архитектуре Жуковского
Город, где не нашлось места Ленину. Подробный гид по архитектуре Жуковского Фото: Артем Светлов/wikipedia/commons
ВООПиК Жуковского подает заявку на охранный статус исторического центра — если ее утвердят, то в наукограде с населением 100 тыс. человек появится около 150 памятников архитектуры. Почему Жуковский оказался единственным российским городом, улицы которого никогда не носили имя Владимира Ленина и откуда в его «сталинской» архитектуре отсылки к церковным мотивам, — в первой части гида рассказывает доктор искусствоведения, профессор МАРХИ Илья Путятин

Планировка, которая соединила три стиля

В советские годы в Жуковском было запрещено фотографировать —молодой город ученых на юго-востоке Подмосковья, где проектировали и испытывали самолеты, номинально считался «закрытым»: его не окружали высоким забором с колючей проволокой, однако съемку зданий могла пресечь милиция. Впрочем, этот негласный запрет не отменял того факта, что люди все равно делали снимки (сегодня их можно найти на Pastvu.com).

sdy62txn6npms80hbm.jpgУлица Менделеева, 1967 г. Фото: pastvu.com

Теперь «закрытый» наукоград может стать одним из крупнейших туристических центров Московской области — многие его части градозащитники предлагают включать в охранные зоны целыми кварталами, что связано с особенностями развития города.

photo_2019-12-16_12-30-51.jpgПроект Соцгорода ЦАГИ, выполненный под руководством В.А. Веснина. 1932-1934. Фотокопия из собрания Жуковского городского музея

Еще до Первой мировой войны на месте современного Жуковского председатель правления Московско-Казанской железной дороги Николай фон Мекк планировал создать «город-сад» — именно тогда начали разбивать основные линии улиц и просеки, которые позже взяли за основу для планировки своего соцгорода знаменитые братья Веснины. По их проекту, соцгород представлял систему зданий с перспективами арок, широкими прямыми улицами и бульваром — все они сохранились. Однако полностью осуществить постконструктивистскую застройку Жуковского архитекторам так и не удалось — началась война, и часть кварталов достраивали уже в стиле неоклассики. При этом планировка сохраняет преемственность в видовых перспективах — например, колоннада стадиона «Метеор» (построенная в начале 1950-х) соответствует географическому уровню «Пятого дома» 1937 года, расположенного в километре от него. Дома некоторых дворов построены на разном уровне, но их крыши образуют одноуровневый горизонт. И таких примеров визуального сочетания разных эпох в городе множество.

Zhukovskiy,_Moscow_Oblast,_Russia_-_panoramio_(114).jpgФото: Артем Светлов/wikipedia/commons

Еще одна важная особенность Жуковского в том, что город фактически управлялся не градоначальником, а Ученым советом Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) — местная демократия научной и культурной элиты общества позволяла делать неожиданные градостроительные шаги и принимать социальные и художественные решения, которые были невозможны на территории остального СССР: например, строить огромные дворы с парадными фасадами внутри, в которые может поместиться современный футбольный стадион.

путятин.jpgИлья Путятин

Илья Путятин: Этот текст – первый опыт составления путеводителя по нашему городу. Из-за ограниченного объема публикации сюда вошли не все здания, которые достойны стать объектами культурного наследия. По этим же причинам здесь названы далеко не все имена великих жителей Жуковского, о которых необходимо помнить и рассказывать на экскурсиях по городу.

Отдельные здания и целые исторические комплексы города — выдающаяся архитектура XX века: от того, что сегодня называют постконструктивизмом и ар-деко — до неоклассики разных периодов: от середины 1940-х до конца 1950-х.

Снимок экрана 2019-12-16 в 10.54.17.pngФото: wikimapia

Труба Т-105

Илья Путятин (здесь и далее — комментарии искусствоведа): Эта аэродинамическая труба единственная, доступная для обозрения туристам и гостям города. Она выходит на Туполевское шоссе и на площадь перед зданием ЦАГИ. Территория ЦАГИ является закрытой. На ней множество интересных зданий первого периода строительства института эпохи, — но обычному туристу увидеть их невозможно. Однако, не проходя через КПП, можно оказаться рядом с этой аэродинамической трубой, в которой испытывают летательные аппараты на штопор. Строили трубу в 1938–1941 годах, ее пуск состоялся 1 августа 1941 года.

В восходящий поток воздуха [трубы] помещают модель и затем наблюдают за ее поведением — то есть испытывают на штопор. Внутри сооружения установлена турбина, общая высота ее конструкции 41 м; толщина кирпичных стен – 70 сантиметров.

38_big.jpgФото: wikimapia

В трубе Т-105 испытано более 600 моделей летательных аппаратов: это военные и гражданские самолеты, вертолеты, модель космического челнока «Буран», спускаемый аппарат космической станции «Союз» с тормозными парашютами…

Строгая постконструктивистская архитектура испытательного здания хорошо видна, если слева зайти за административный корпус ЦАГИ. Крупные прямоугольные проемы, перемежающиеся мощными лопатками, напоминают одновременно и о конструктивизме, и об архаической Греции. Небольшой двор рядом с трубой открыт для свободного посещения. Здесь же можно видеть и монументальный постконструктивистский фасад первой проходной ЦАГИ, также построенной по проекту мастерской Виктора Веснина.

    photo_2019-12-16_12-29-02.jpgУнивермаг. Фото: Алексей Синяков

Универмаг на улице Пушкина

Ул. Пушкина, 8

Один из примеров ар-деко — [городской] универмаг. У нас это экономичный вариант стиля — то есть не тот американский или французский ар-деко, который можно найти в энциклопедиях, где помещены дома из металла и мрамора. В Жуковском это стиль, который давал возможность экономно возводить монументальные, впечатляющие своей архитектурой здания — они строились в предвоенное и послевоенное время на протяжении очень короткого периода, — такой своеобразный переходный стиль от конструктивизма к неоклассике.

photo_2019-12-16_12-29-24.jpg

Если на Западе в зданиях ар-деко использовались для интерьеров дорогие материалы, то у нас применялись более простые: например, внутри универмага есть дуб, гипсовая лепнина на сводах и стенах, мозаичные бетонные полы в технике терраццо с цветным мрамором и гранитом. При проектировании фасада в первом этаже использованы ордерные приемы, популярные в ар-деко: утонченные пилястры, простые лопатки; но в то же время в его основе лежат геометрические схемы, характерные для конструктивизма: соединение двух корпусов здания «касанием» углами с образованием на повороте небольшого «дворика», есть и угловые балконы на верхних этажах. Еще одна важная деталь для ар-деко, которая читается в этом и других довоенных зданиях (например, первой гимназии и в домах №2 и 4 по ул. Пушкина), — это квадратные и прямоугольные формы: на его фасаде такую форму имеют витрины первого этажа и окна квартир и подъездов. Интересной находкой для такого «экономного» ар-деко было применение сборных железобетонных плит и консолей для карнизов, выполненных по образцам карнизов и балконов флорентийских палаццо.

photo_2019-12-16_12-29-28.jpg

Дом с универмагом был спроектирован в 1938 году и в 1939–1940-м построен только на два этажа, а закончили его уже в 1951 г., поскольку строительство остановилось из-за Великой Отечественной войны. Поэтому два верхних этажа отличаются по характеру отделки: в них добавлены декоративные полосатые «флорентийские» лопатки из кирпича двух цветов, а карнизы из заготовленных ранее плит изогнуты дугообразно на основных осях здания.

Весь первый этаж универмага представлял собой галерею арок. Сейчас единое пространство, увы, разделено на несколько секций. В одном из залов можно увидеть дубовые резные двери в обрамлении классического портала с пилястрами — за ними был лифт для транспортировки товаров со склада подвального этажа в торговый зал. Портал лифта подлинный.

photo_2019-12-16_13-00-54.jpgФото из архива Ильи Путятина

Квартал с фонтаном

Улица Маяковского, 1–5

Остальные здания этого квартала строились в 1951–1953 годах. Их фасады тщательно отрисовывались архитекторами в формах жилых зданий римского ренессанса.

Дом №3 по ул. Маяковского получил необычный облик с арочными окнами в верхнем этаже, включенными в узорчатый фриз из красного кирпича в духе кремлевских палат XVI–XVII века. Как и эти терема, он вознесен на высокий цоколь-подклет, в котором находится гараж — первый в городе и очень редкий по тем временам вообще. Автомобилей было очень мало, но у ведущих научных сотрудников ЦАГИ была возможность их приобретать. Поэтому по образцу гаражей петербургских дворцов были устроены два арочных портала для въезда и выезда автомобилей. Их старинные ворота, сделанные как будто в XIX веке, сохранились и сегодня.

photo_2019-12-16_12-42-53.jpgФото: Алексей Синяков

При доме на ул. Маяковского гараж был частично заглублен под землю, и со стороны двора образовалась просторная терраса, первоначально огражденная классической балюстрадой. Она напоминала одновременно о [трех предтечах]: гульбищах кремлевских палат, итальянских виллах и о ближайшем дворце — в воронцовской усадьбе Быково. Торжественный вид двора-партера был завершен высокой итальянской чашей фонтана.

    Zhukovskiy,_Moscow_Oblast,_Russia_-_panoramio_(142).jpgСтадион «Метеор». Фото: Артем Светлов/wikipedia/commons

Стадион «Метеор»

Как и многие послевоенные здания, этот стадион воспроизводит лучшие исторические образцы классической архитектуры — в данном случае источником вдохновения является колоннада Александровского дворца архитектора Джакомо Кваренги в Царском Селе.

Стадион проектировали в Проектном бюро ЦАГИ. К началу 1950 года архитекторы Л.В. Станишевский и Л.Э. Михалова представили торжественный фасад с монументальной колоннадой, вознесенной на два этажа, и с колоссальной гранитной лестницей, ведущей на трибуны. Однако комиссия рекомендовала «излишне широкую» лестницу сделать меньше, а железобетонную колоннаду — упростить. Но, к счастью, эти рекомендации не были реализованы.

photo_2019-12-16_13-12-05.jpgФото: Алексей Синяков

Стадион сооружали всем городом: после работы сотрудники ЦАГИ помогали рабочим-строителям. Однако недавно стадион развернули по диагонали, уничтожив множество деревьев и первоначальные трибуны. К счастью, удалось сохранить великолепный портик. Интересно, что лестница с колоннадой вела прямо на трибуны, которые были сделаны в виде земляных насыпей и расходились вправо и влево по сторонам. Получалось, что вы должны были обязательно подняться по ступеням, чтобы посмотреть на соревнования.

В боковых корпусах от лестницы предусмотрены административные и подсобные помещения, в частности, там находилась радиорубка. Металлические чеканные декоративные композиции, углубленные в фасады, были выполнены уже в период позднего советского модернизма — в 1980х.

Кассы стадиона располагались в отдельно стоящем домике, оформленном архаическим средиземноморским ордером древних святилищ. Между каннелированными полуколоннами в поле стены были устроены «игрушечные» арочные окошки касс.

    1024px-Zhukovskiy,_Moscow_Oblast,_Russia_-_panoramio_(143).jpgКоттеджи на ул. Пушкина. Фото: Артем Светлов/wikipedia/commons

Коттеджи

Ул.: Пушкина, Ломоносова и Чаплыгина

В народе этот район называется «Дворянское гнездо», и многие из нас в детстве думали, что название является вербализацией внешнего вида: маленькие домики с садиками, которые напоминают русскую усадьбу. Но сейчас мы поняли, что этимология «народного названия» могла быть иной — значительное число ученых, которые в них жили, действительно были потомками дворянских семей.

Домики в этом квартале выдавали в соответствии со статусом: большой коттедж с крупной верандой — для профессора и доктора наук, а коттеджи на две семьи, то есть блокированные, — для ученых менее высокого ранга. Но при этом даже в небольших блокированных домах встречаются двухуровневые квартиры, редкие для того времени.

photo_2019-12-16_13-25-07.jpgФото: Алексей Синяков

Дома начали проектировать в 1948-49 годах, перед коттеджами имеются земельные участки, которыми можно пользоваться, например, сажать цветы или ягодные культуры. И даже у совсем маленьких квартир предусмотрены крошечные садики.

Несмотря на трубы, возвышающиеся над крышами коттеджей, отопление города изначально было центральным. А трубы, которые сегодня придают городу колорит западного историзма, — это дымоходы дровяных плит — их устанавливали на кухнях для приготовления пищи. Интересно, что дровяные плиты стояли не только в коттеджах, но и в многоэтажных домах Старого города. Для хранения дров были устроены специальные сараи — в виде отдельных комплексов и в подвалах некоторых домов, которые были снабжены специальной системой проветривания, чтобы дрова не загнивали.

Zhukovskiy,_Moscow_Oblast,_Russia_-_panoramio_(148).jpgФото: Артем Светлов/wikipedia/commons

Конечно, в соцгороде, как и положено, до войны были и фабрика-кухня, и общественная баня, но позже стало ясно, что в научном сообществе такой образ жизни не работает. Поэтому стали строить пусть и небольшие квартиры, но зато селить в каждую из них отдельную семью, чтобы каждая семья ученых пользовалось не коммунальной инфраструктурой, а имела свое приватное пространство. А общественная коммуникация осуществлялась уже в иных зонах: на бульваре, на стадионе, в парке «Культуры и отдыха» (который возник еще на стадии строительства города-сада), в доме пионеров и в универмаге…

    epknwsglyp6l0lal9x.jpgБульвар на улице Маяковского, 1967 г. Фото: pastvu.com

Самый первый квартал в Старом городе

Этот квартал, ограниченный улицами Чкалова, Маяковского, Пушкина и Советской — единственный, полностью построенный до Великой Отечественной войны жилой район Жуковского. Почти все здания (кроме дома №6 по ул. Маяковского) проектировались и строились в 1936-1940 годах для сотрудников Центрального Аэрогидродинамического Института и для летчиков-испытателей.

По внешнему виду все исторические здания этого квартала похожи между собой и выполнены в стиле ар-деко. Простые фасады должны были украшать лепные порталы подъездов, сделанные по античным и ренессансным итальянским образцам. Такая «скромная» архитектура отражала передовые поиски советских архитекторов этого времени по созданию экономичных зданий, в которых бы сочеталось достоинство внешнего вида с удобством просторной планировки квартир и красивыми интерьерами подъездов.

Мало кто знает, что внутри этих домов скрываются несколько знаменитых таинственных арок города — здесь ими оформлены интерьеры парадных вестибюлей подъездов по ул. Советской и ул. Чкалова.

Жилые дома составляли единый комплекс вокруг большого квадратного двора — он был задуман как бы единый дом, разделенный проездами, которые должны были выделять торжественные композиции ворот. Места для их примыкания сохранились со стороны ул. Чкалова.

Архитектура этих домов решена посредством мерного ритма больших, почти квадратных окон. Они имеют одинаково парадный вид. И снаружи невозможно угадать, за какими окнами расположены скромные кухни, за какими — спальни, а какие из них освещают парадные гостиные с лепниной на потолке и широкими двустворчатыми дверями. Ритмом окон все дома этого квартала объединялись в одно монументальное здание — идеальный общий дом для свободных от сословных различий людей «нового века», которые работали сообща для развития авиации — техники будущего.

photo_2019-12-16_13-28-09.jpgВо дворе дома №8 по улице Маяковского, конец 1960-х гг. Фото: pastvu.com

Дом №8 по улице Маяковского (ул. Советская, 3) с «флорентийским» угловым балконом завершил осенью 1940 года создание своеобразного комплекса нового дома-дворца для сотрудников ЦАГИ, действительно сравнимого по масштабам с петербургскими императорскими резиденциями.

Застройка этого квартала была выполнена по проекту мастерской крупнейшего отечественного архитектора Виктора Веснина, который разрабатывал генеральный план и эскизы всей застройки «Соцгорода ЦАГИ» с 1935 года. На основе этого генерального плана впоследствии была построена вся историческая часть Жуковского. В проектировании дома №8 принимал участие будущий главный архитектор ЦАГИ И.И. Смирнов, который затем жил в этом же доме.

Ландшафтная планировка квартала с аллеями лип, большой клумбой в центре и фонтаном была выполнена профессионалами-градостроителями в конце 1940-х годов по образцам русских усадебных парков эпохи классицизма. В условиях засушливого климата и песчаной почвы липы выжили благодаря заботам жителей: за каждой квартирой был закреплен полив нескольких деревьев.

В зданиях этого квартала жили старейшие ведущие отечественные авиаторы: летчики-испытатели И.И. Шелест, И.Е. Федоров, академики М.В. Келдыш, А.И. Макаревский, В.А. Ярошевский, председатель Горисполкома А.И. Коваленко и многие другие выдающиеся деятели отечественной авиационной науки и культуры.

photo_2019-12-16_15-14-06.jpg

Бульвар улицы Маяковского

В Жуковском мало названий, связанных с вождями и нет памятника вождю пролетариата. Конечно, в свое время центральный бульвар города находился в опасности получить революционное политическое имя. Имя же поэта Владимира Маяковского этот широкий бульвар, устроенный по образцу московского бульварного кольца, получил не сразу — когда в конце 1930-х годов в районе первой школы начала формироваться застройка бульвара, эта улица вовсе не имела названия.

По документам обнаружилось, что имя революционного поэта первоначально носила другая, сравнительно небольшая, улица — теперь это улица Советская.

Но позже бульвар стал главной улицей города. И тогда возник вопрос: а как его назвать? Видимо, имя советского поэта оказалось достойной культурной альтернативой политическим вождям революции, тем более, что незадолго до основания нашего города, в 1929 году, он написал знаменитые троки «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть…». И первоначальная улица Маяковского стала Советской — но не в честь СССР, а потому, что на ней к тому времени уже находился Городской совет. 


photo_2019-12-16_13-39-10.jpg


Квартал на пересечении улиц Чкалова, Советской, Маяковского и Горького

В 1949 году была создана классическая планировка дворов Жуковского. Она напоминала планировку классических русских парков. Перед нами — один из примеров.

В этом квартале каждое здание трактуется как отдельный, законченный архитектурный объект: у домов разные балконы с коваными решетками, карнизы, порталы, оконные заполнения, — но все вместе они представляют единую композицию — ее подчеркивают кованые ограды с калитками и воротами во двор, которые должны были запираться на ночь.

photo_2019-12-16_13-39-14.jpgДвор дома с башней. Фото: Алексей Синяков

Угол квартала, обращенный к дороге на платформу «Отдых», отмечает дом с восьмигранной башней, который спроектировал архитектор Иван Смирнов, получивший за его постройку государственную премию в 1951 году. Этот дом после награждения стал типовым, и подобные башни теперь украшают центральные площади и улицы во многих советских городах.

У башни было два назначения. Дело в том, что башня — одна из самых высоких точек местности, и есть сведения, что раньше в ней располагался пункт ПВО. Она выполняла и пространственную функцию — башня возвышается в перспективе улицы, которая идет от железнодорожной станции[«Отдых»], то есть это еще и торжественный мемориальный знак входа в город. На углах башни стоят обелиски — эти символы вечности. Интересно, что они очень точно воспроизводят форму обелисков, стоявших рядом с Владимирской церковью архитектора Баженова в усадьбе Быково, на земле которой находится Жуковский. К счастью, в советские времена считалось, что архитектура этой уникальной усадебной церкви [русская готика] была «не православной», и будто бы отсылала к западным образцам, а поэтому — здание оказывалось как бы светским. Поэтому для архитекторов ничего опасного в воспроизведении этого религиозного памятника [во время правления Сталина] в жилом доме не было.

113232.jpgОбелиски, стоявшие рядом с Владимирской церковью Баженова в усадьбе Быково

Иными словами, удивительный вид православной церкви позволил сохранить ее в советские годы, а ее украшения — воспроизвести в жилой архитектуре сталинского времени.

 

Во второй части — о том, как в Жуковском появился экспериментальный кинотеатр, который потом растиражировали на всю страну, и почему в наукограде классические арки украшают даже многоквартирные панельные дома