Городские музеи трансформируются в общественные пространства - Московская перспектива
Городские музеи трансформируются в общественные пространства

Городские музеи трансформируются в общественные пространства

Городские музеи трансформируются в общественные пространства
Городские музеи трансформируются в общественные пространства
Впереди теплый сезон – время традиционных мероприятий под открытым небом, хедлайнером которых станет фестиваль «Лето в Москве». Год назад в этом проекте участвовало 38 миллионов человек, в разных уголках столицы прошло 25 тысяч мероприятий. Нынешний фестиваль станет еще ярче и масштабнее. По городу откроется более 200 городских общедоступных пространств. В карту событий интегрируют парки, бульвары, площади, центры встреч. Уже написаны сценарии для событий, которые пройдут в Цирке на проспекте Вернадского, в парке «Зарядье», Концертном зале имени П.И. Чайковского, саду «Эрмитаж», ВДНХ и парке искусств «Музеон». Не останутся в стороне от летней активности и городские музеи, которые трансформируются в полноценные общественные пространства, где кипит культурная и научная жизнь.

«ГЭС-2»: под синими трубами
Преобразование бывшего промышленного кластера в культурный центр в свое время стало настоящим культурным событием. Посмотреть на результат совместной работы фонда V–A–C и архитектурного бюро RPBW под управлением Ренцо Пьяно в 2021 году съехалась вся архитектурная столица. Сейчас Дом культуры «ГЭС-2» позиционирует себя как «международная институция, реализующая программы в сфере современной культуры, основанные на принципе культурного производства и направленные на вовлечение аудитории».

В проектах этого общественного пространства пересекаются и взаимодействуют разные художественные практики – выставки, кино, театр, музыка, танец. Публичные программы в «ГЭС-2» объединяют лекции, встречи, мастер-классы и другие мероприятия для взрослых и детей. Из событий летнего сезона, посвященных истории архитектуры, стоит отметить прогулки «Знакомство с Домом культуры «ГЭС-2»» – они проходят как в платном индивидуальном формате, так и в бесплатном групповом, для участия в котором необходима регистрация. «Мы обсудим архитектуру бывшей электростанции, принципы реконструкции, идейные сходства «ГЭС-2» с народными домами и домами культуры 1920-х годов, а заодно – главные пространства Дома культуры и то, чем можно в них заняться людям разных возрастов и интересов», – обещают организаторы события.

Новая Третьяковка
На днях исполнится год, как открылись двери долгожданного третьего корпуса Третьяковской галереи. С учетом благоустроенной, примыкающей к новому зданию Кадашевской набережной город получил настоящий музейный кластер и прекрасное общественное пространство вокруг. Визит в новую Третьяковку при желании можно совместить с прогулкой до «ГЭС-2», попутно посмотреть, как идет реконструкция легендарного «Ударника». Этот маршрут позволяет прекрасно провести время у воды, обсуждая увиденное. Новое музейное пространство представляет собой более 3 тыс. кв. метров трансформируемых экспозиционных площадей, оснащенных многофункциональными перегородками. С их помощью можно как объединить пространства, так и разделить их на независимые залы, каждый из которых будет со своим входом. Это, как рассказала ранее в интервью «МП» заместитель генерального директора Третьяковской галереи Татьяна Шаршавицкая, позволяет адаптировать новые площади к требованиям разных проектов, делать камерные выставки, работать с мультимедийными технологиями. И открывает новые возможности. Например, сейчас в музее, намного чаще, чем ранее, организуют классические вернисажи, а также проводят различные просветительские проекты, в том числе касающиеся архитектуры. Например, в мае состоится лекция «Ар-деко и неоклассика в московском метро». Это одна из встреч цикла, посвященного 90-летию Московского метрополитена. На лекции рассказали о самых роскошных монументальных подземных дворцах разного периода – от изысканной геометрии 1930-х до триумфальной эстетики послевоенных лет. Перекликалась с этой тематикой и идея вечера, посвященного жизни и творчеству художника Павла Корина, расцвет творчества которого пришелся на время Великой Отечественной войны и послевоенные годы. За этот период художник принял участие в реставрации плафона Большого театра, пострадавшего от бомбардировки, работал над портретом маршала Жукова и мозаиками станции метро «Комсомольская». Подобные встречи планируются в музее и далее, их анонсы обновляются на сайте музея ежемесячно.

В музей с корги
Вовлечен в общественно-культурную жизнь и главный архитектурный музей страны – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. Здесь центром коммуникаций является местный лекторий.
«Лекторий Музея архитектуры – место, где специалисты, исследующие самые разнообразные области истории архитектуры, готовы делиться знаниями со всеми желающими. Наши лекционные циклы позволяют погрузиться в тонкости архитектуры разных стран и эпох: от памятников древних цивилизаций до проектов современных архитектурных бюро» – так в музее видят миссию этого пространства.

Цикл майских встреч в лектории был посвящен архитектуре и кино Петербурга. Эти встречи приурочены к 322-му дню рождения города – участники обсуждали исторические кварталы Петербурга и жилые массивы Ленинграда, классическую архитектуру и нереализованные авангардные проекты. Параллельно идет цикл лекций к выставке «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное». Эти лекции проходят с акцентом на реализованных и нереализованных архитектурных планах императрицы в Москве.

Большая часть территории музея открыта для свободного посещения и не обязывает к покупке билета – доступ к кафе, магазину и уютному музейному дворику, где с наступлением сумерек загорается смонтированная из стеклянных кирпичей Фальконье инсталляция «Кристалл представления», изготовленная по эскизу главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, абсолютно свободный. Мало того, музей придерживается концепции дог-френдли – в теплые дни во дворике появляются миски с водой для четвероногих спутников тех, кто решил провести летний вечер вдали от городского шума.

«Милая Италия» в Люблино
Этот комплекс вскоре начет писать новую страницу своей истории – в текущем году здесь завершится масштабная реставрация, сейчас на финальной стадии работы по восстановлению фасадов дворца Дурасова. «Многое уже сделано: отреставрированы барельефы на античную тематику, очищен лепной декор, устранены мелкие трещины. В этом году всё должны закончить», – рассказал о ходе работ мэр Москвы Сергей Собянин.

Из-за того, что в архитектурном ансамбле этой усадьбы прослеживается заметное влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, современники называли этот кусочек Москвы «Милая Италия». В память о том, как русские архитекторы создали здесь подлинный шедевр с итальянскими нотками, в парке проходит мастер-класс «Головоломка от Леонардо». Проникнуться историей и узнать подробности об архитектуре усадьбы можно на обзорной экскурсии по дворцу, которая проводится ежедневно в 14.00, кроме понедельника. Историю парка рассказывает научный сотрудник музея-заповедника «Кузьминки-Люблино» Мария Борисова.

Теги: #