И жизнь, и слезы, и любовь

И жизнь, и слезы, и любовь

И жизнь, и слезы, и любовь
И жизнь, и слезы, и любовь
Любимому фильму – 40 лет

Вот уже четыре десятка лет, как «Москва слезам не верит», но картину по-прежнему пересматривают миллионы раз, а реплики героев давно разобраны на цитаты. Премьера фильма «Москва слезам не верит» состоялась в 1980 году, а в 1981-м кинолента была удостоена престижнейшей кинематографической награды – американского «Оскара». Все актеры, снимавшиеся в картине, сразу после показа стали знаменитыми и любимыми, но главной героиней, конечно, была и остается Москва. Давайте вспомним места съемок фильма и пройдемся по нашему городу прошлого века.

Триумфальная площадь

Перед режиссером Владимиром Меньшовым стояла непростая задача – ему нужно было показать Москву 1950-х годов в конце 1970-х. А к этому времени город в некоторых местах изменился буквально до неузнаваемости. Так, сцену на площади Маяковского, где читал стихи поэт Андрей Вознесенский, не могли снять очень долго. Массовка даже шутила, что Меньшов не начинает работу, потому что не может выбрать – закапывать тоннель на Садовом кольце или восстанавливать здание театра «Современник», которое в 1950-х находилось у метро «Маяковская» в доме номер 1 на Триумфальной площади. Кстати, до 1935 года она носила название Триумфальная (потом – площадь Маяковского). Когда-то здесь простирались поля и дорога уходила на Тверь. А с XVIII века появлялись деревянные триумфальные арки. Первую установили в 1722 году в честь победы России в Северной войне против Швеции. Больше всего площадь изменило строительство подземного тоннеля на Садовом кольце в 1960 году. После реконструкции в 2010-х здесь появился небольшой сквер, затем полюбившиеся горожанам качели. Но главной достопримечательностью по-прежнему является памятник Владимиру Маяковскому.

Московское метро

В сцене в московском метро, когда героиня Ирины Муравьевой знакомится с хоккеистом Гуриным, сначала мы видим Людмилу на станции «Новослободская». Ее построили в 1952 году по проекту архитекторов Алексея Душкина и Александра Стрелкова. Визитная карточка станции – это витражи. Тридцать два витража были изготовлены латвийскими художниками, которые использовали стекла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов. В верхнюю часть витражей вставлены медальоны, на некоторых изображены представители престижных в СССР профессий, в том числе — профессии архитектора. На остальных – геометрические узоры и пятиконечные звезды, причудливо сочетающиеся с фантастическими цветами и растениями. В следующей сцене фильма Людмила уже читает книгу в вагоне, а рядом сидит Гурин. Однако поезд приезжает на станцию «Охотный Ряд» Сокольнической линии, а не на «Белорусскую» или «Проспект Мира», которые следуют до и после «Новослободской». Но это вовсе не киноляп. В момент, когда происходило действие сюжета фильма, станцию Сокольнической линии снова переименовали в «Охотный Ряд». Это название она носила с 1957 по 1961 год. Видимо, режиссер хотел лишний раз подчеркнуть, что события фильма происходят в 1950-х.

Когда поезд подходит к «Охотному Ряду», Гурин спрашивает Людмилу:

«А что вы читаете?» – «Три товарища». – «Три товарища... Не читал». – «Странно. Сейчас вся Москва читает». – «Так то Москва...» – «А вы что, не москвич?» – «Не, теперь почти что…»

Через несколько лет для Ирины Муравьевой место, где произошел этот диалог, будет фактически вторым домом. Муравьева стала ведущей актрисой Малого театра, который расположен на Театральной площади неподалеку от станции «Охотный Ряд».

Ленинка

Именно в знаменитую Ленинскую библиотеку героиня Муравьевой достала пропуск. «Много ты понимаешь... Там еще курилка есть!» – говорит она своей подруге. В курилке можно было познакомиться со светилами советской науки, учеными, профессорами, научными работниками, в общем, с представителями цвета нации. Тогда учреждение называлось Библиотека им. В.И. Ленина, а в просторечии – Ленинка, создана она была в 1924 году на базе Государственного Румянцевского музея. Полвека назад попасть в читальный зал научной Ленинской библиотеки было делом непростым. Сегодня она носит гордое звание Российской государственной библиотеки, и попасть туда может любой желающий. Но курилки там уже нет. Так что с женихами знакомиться негде.

Высотка

По сюжету фильма родственники Екатерины просят ее присмотреть за квартирой в высотке на площади Восстания (ныне Кудринская), пока они будут в отъезде. Но в картине снималось не одно сталинское здание, а два. Героиня Веры Алентовой действительно гуляет с собакой Чапой возле высотки на Баррикадной, на площади Восстания. И именно в подъезд этой высотки заходят Екатерина и Людмила с чемоданом, когда переезжают к Катиным родственникам. Но внутренние интерьеры здания принадлежат другой высотке – на Котельнической набережной. Она была возведена в 1952 году. А высотку на Баррикадной москвичи называли «домом авиаторов». Ее построили в 1954 году, и квартиры там получали люди, в основном связанные с авиационной промышленностью, и советская элита. Здание построили по проекту архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мдоянца. Сам Посохин тоже жил в этом доме, о чем до сих пор свидетельствует памятная табличка на нем. Ну и, конечно, высотка была известна всей Москве благодаря находившемуся там «Гастроному № 15», в его витринах стоят пирамидами банки крабов, которые мы видим в фильме.

Театр киноактера

Прогуливаясь по вечерней Москве, подруги Катя Тихомирова и Люда Свиридова попадают на Фестиваль французского кино. Толпы поклонников, красная дорожка, возгласы толпы: Конюхова, Харитонов, Юматов... А девушки стоят позади скромного человека. «А вы что, тоже актер?» – «Да, начинающий». – «Поздновато начинаете...» – «А как ваша фамилия?» – «Смоктуновский, ну?..» А ведь Смоктуновский в кино действительно начал сниматься поздно. Сцену парадного шествия актеров на Фестивале французских фильмов снимали в Государственном театре киноактера на Поварской улице. Здание было построено в 1931–1935 годах по проекту легендарных советских архитекторов братьев Весниных в лучших традициях конструктивизма. Но Центральный дом киноактера переехал сюда только в 1945 году, а изначально оно строилось как Центральный дом каторги и ссылки для Всероссийского общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Гоголевский бульвар и другие

Памятная скамейка, та самая, на которой героиня Веры Алентовой сообщает о своей беременности Рудику. Эта сцена снималась на Гоголевском бульваре. Он, как и все остальные участки Бульварного кольца, появился на месте снесенных стен Белого города в конце XVIII века и изначально назывался Пречистенским. Переименовали его в 1924 году в честь 115-летия со дня рождения писателя. В результате Рудольф отказался дать Екатерине деньги на аборт, и она родила девочку Александру. Сцену, когда мама с новорожденной выписываются и выходят на улицу, снимали у реального роддома № 25. Он располагался по адресу: улица Фотиевой, дом 6. И открылся в 1958 году.

В фильме снимались еще и Воронцовские пруды, и генеральские дома рядом с Мосфильмовской (там живет уже взрослая состоявшаяся Катя), и Белый дом, и ДК Горбунова (клуб знакомств), и Курский вокзал в роли второго плана, и даже бассейн «Москва», на месте которого сейчас расположен храм Христа Спасителя. Там Катя покупает сама себе цветы. И, наконец, Лялин переулок, где в одном из старых домов снимали настоящую коммуналку, в которой жил Гоша (он же Гога, он же Жора), где он грустит и выпивает. И химчистка, в которой работала Людмила, тоже была настоящая. Называлась она «Чайка» и находилась на улице Зорге.

Теги: #