Как инвесторы и власти развивают социальную и коммерческую инфраструктуру Зеленограда
3 марта 1958 года вышло постановление Совета министров СССР «О строительстве нового города в пригородной зоне Москвы, в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги». За несколько десятилетий Зеленоград превратился в один из важнейших научно-производственных центров электроники и микроэлектроники. В наукограде строили жилье, объекты социальной инфраструктуры, он становился привлекательным для научно-технической интеллигенции. В 1991 году Зеленоград стал еще одним административным округом Москвы.
1990-е годы не прошли для города бесследно: многие уникальные высокотехнологичные производства перестали тогда быть востребованными. Но сегодня в Зеленоград «вдохнули» новую жизнь. «Государство снова смотрит на Зеленоград как на город, от которого во многом зависит, что будет с нами происходить в ближайшие годы, а может, и десятилетия, – подчеркивает мэр Москвы Сергей Собянин. – Микроэлектроника, информационные технологии – фундамент развития современной промышленности, на которой зиждутся не только наши мирные технологии, но и военные, от которых во многом зависит успех специальной военной операции».
За последние годы в Зеленограде появились четыре площадки особой экономической зоны «Технополис Москва»: «Ангстрем», «Микрон», МИЭТ и «Алабушево». Зеленоградские предприятия представляют такие отрасли, как микроэлектроника, оптика и приборостроение. Сегодня их деятельность нацелена на импортозамещение. Среди уже действующих предприятий есть дата-центры, компании, занимающиеся производством микроэлектроники и фармацевтической продукции, радиоэлектроники, измерительных и аналитических приборов.
Одновременно с возрождением уникальной зеленоградской промышленности обустраивается и сам город. За 60 с лишним лет многие жилые здания физически и морально устарели, поэтому в округе реализуются программы реновации и комплексного развития территорий. Рядом с новыми домами создается современная социальная и транспортная инфраструктура.
Прежде добираться из Зеленограда в столицу и обратно было непросто, на это уходило от полутора до двух часов. Для улучшения транспортной доступности городские власти реализовали здесь ряд крупных проектов. Это открытие станции метро «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии, строительство дублера Ленинградского шоссе и головного участка федеральной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург, запуск экспрессов «Ласточка» по маршруту Ленинградский вокзал – Крюково и появление автобусов-экспрессов.
В 2020 году открыли ТПУ «Лихоборы», связавший станции Октябрьской железной дороги и МЦК в единый бесшовный контур. А в конце прошлого года появился городской вокзал Зеленоград-Крюково МЦД-3 – главный пересадочный узел. Кроме поездов МЦД-3 и традиционных пригородных электричек здесь останавливаются «Сапсаны», следующие по маршруту Москва – Санкт-Петербург, а в перспективе вокзал войдет в состав первой высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Великий Новгород –
Тверь – Москва. Зеленоград становится все более привлекательным для инвесторов и девелоперов. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимира Ефимова, за пять лет по итогам торгов с инвесторами заключены договоры аренды 9,65 гектара земли в Зеленограде для строительства более 148 тыс. кв. метров недвижимости. В результате появятся спортивные комплексы, торгово-офисные и многофункциональные центры и другие объекты.
В сентябре город выделил еще 8 участков по льготной ставке под инвестпроекты в ЗелАО. Там будут построены индустриальный парк и производственные комплексы, трудоустроиться в которых смогут 3,8 тысячи человек. В реализацию проектов инвестируют более 21 миллиарда рублей. Благодаря совместным усилиям градостроителей, архитекторов, инвесторов в округе создали яркий пример удачной агломерации подмосковной природы и городского комфорта. Как рассказал министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества Максим Гаман, инвесторы могут арендовать земельные участки для строительства и эксплуатации общественных центров напрямую у города. Например, в Зеленограде на электронные торги планируется выставить два участка общей площадью свыше 2,2 га. На них победители аукционов смогут возвести почти 34 тыс. кв. метров общественно-деловой недвижимости. Политика инвестирования в развитие Зеленограда опирается на принцип «15-минутного города», что обеспечит удобную и комфортную жизнь.