Как итальянец Осип Бове создал русский город
Если представить, что есть в Москве человек, ни разу не слышавший фамилию Бове, то с его творениями он знаком наверняка – все они стали теми открыточными видами столицы, что знакомы, без преувеличения, всем. Большой театр, ансамбль Красной площади, Манеж, Александровский сад, Триумфальная арка – все это произведения великого Осипа Бове. К тому же он был не только гениальным архитектором, но и теоретиком: своим ученикам он оставил объемный труд – «Альбом образцовых проектов», в котором собрал примеры зданий и рекомендации по строительству.
В МОСКВУ!
Джузеппе Бова родился 4 ноября 1784 года в Петербурге в семье Винченцо Бовы – неаполитанского художника-резчика. Бова приехал в Петербург в 1782 году, а вскоре после рождения сына семья перебралась в Москву. В 1802 году Осип Иванович Бове (именно так привычнее для русского уха стало звучать его имя) поступил в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Его первым учителем был архитектор Франц Компорези. Благодаря его лекциям Бове изучил основы будущей профессии. С учителями молодому человеку вообще везло, ими стали Матвей Казаков (Бове был его помощником на строительстве Голицынской больницы) и Карл Росси (вместе они создали в Твери дворец для генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний – принца Георга Ольденбургского). Эти работы стали отправной точкой для головокружительного продвижения по карьерной лестнице.
Уже после московского пожара 1812 года Бове вошел в особую строительную комиссию, созданную для восстановления Первопрестольной. Для удобства комиссия разделила город на четыре сектора, а за каждым сектором закрепила архитектора. Бове досталась центральная часть Москвы – районы Тверской, Арбата, Пресни. Ежедневно комиссию заваливали прошениями на строительство новых зданий. Осип Иванович исправлял проекты, планировал архитектурные ансамбли, руководил обновлением кремлевских башен и стен.
ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ СТРАНЫ
В 1814 году Бове назначили главным архитектором «фасадической части» города. По его замыслу Москва должна была приобрести единый облик. Работы начались с реконструкции Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. До событий 1812 года она была застроена торговыми лавками. Бове решил, что негоже главной площади города носить коммерческий характер, поэтому включил в единый величественный ансамбль кремлевскую стену со Спасской, Никольской башнями и Покровский собор (собор Василия Блаженного). Были перестроены и Торговые ряды: ту часть здания, что выходила на Ильинку, Бове украсил портиками и колоннами, фризами и лепниной. На углах со стороны Варварки появились полукруглые возвышения с колоннадами. Работу над Верхними и Средними торговыми рядами архитектор завершил в 1816 году. В проекте значились и Нижние торговые ряды: они должны были связать площадь в единый ансамбль с Китай-городом. Но эту идею реализовали уже после смерти архитектора, во второй половине XIX века.
ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ
Следующим грандиозным проектом архитектора стала Театральная площадь. Для ее создания снесли старые кварталы, окружавшие бывший Петровский театр, на месте которого и должен был появится Большой. Надо сказать, что проект театра к тому времени уже существовал – его автором был архитектор Андрей Михайлов. Но Бове счел его слишком громоздким и дорогим, он доработал идею, уменьшив здание, но при этом сохранил саму композицию. Строительство завершили в 1824 году, а 6 января 1825 года в театре прошел первый спектакль. Современников поразили богатое убранство и легкость архитектуры нового храма искусств. Одновременно с возведением Большого театра Бове занимался строительством Кремлевского (Александровского) сада с гротом и скульптурным убранством Манежа, в основу которого положил античные военные доспехи. По рисункам Бове снаружи и внутри здания Манежа установили декоративные детали в виде военных эмблем римских легионеров, а также колонны дорического ордена, что символизировало «военный» облик здания.
ТРИУМФ РУССКОГО ОРУЖИЯ
В 1829 году утвердили один из самых значимых проектов Осипа Бове – Триумфальную арку в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I.
В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в Первопрестольной Триумфальные ворота, подобные петербургским у Нарвской заставы, что строились в то время. Над проектом Бове работал несколько лет, а утвержден императором 26 апреля 1829 года. Торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета состоялась 17 августа. В фундамент ворот легли бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года – на счастье. Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово («татаровский мрамор») – им были облицованы стены арки. Колонны и скульптуру отливали из чугуна.
Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Она гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения Первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный». Открытие Триумфальной арки прошло в сентябре 1834 года, но до этого момента Бове не дожил, он умер за два месяца до этого события. Похоронили архитектора на кладбище при Донском монастыре.