Как остекление домов сохраняет на себе отпечаток эпохи
Самых древних типов окон – волоковых (отсутствующий фрагмент в бревенчатой стене), косящатых (красных) – небольших, затянутых бычьим пузырем либо слюдой, – в Москве, конечно, не сохранилось. Хотя слюдяные – богатые, из допетровских палат разных мест Центральной России – все-таки можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское». А по отреставрированным палатам XVI–XVII веков можно легко представить себе их размер: по понятиям последующих столетий эти окна совсем крошечные. Недаром именно допетровские оконницы чаще всего растесывали, перестраивая старинные дома в последующие столетия.
Окна европейского типа – столярные с вставными стеклами – распространились в московских каменных палатах чуть раньше рубежа XVII–XVIII веков, но по-настоящему массовыми стали лишь век спустя. Дворцы московского барства щеголяли друг перед другом площадью остекления – чем больше, тем внутри светлее, а снаружи «почетнее». Из дворцов того периода до нас в оригинальном состоянии дошли дом-«комод» Апраксина–Трубецких (Покровка, 22), дом Пашкова, где сейчас размещается ряд отделов Российской государственной библиотеки, и Кусково и Останкино графов Шереметевых.
Как выглядели окна в домах 250-летней давности – можно увидеть именно на этих дворцах: мелкие, по нашим понятиям, стеклянные прямоугольники сплетаются в громадные по общей площади окна. Это значит, что стекольное производство еще не достигло уровня изготовления стекол большой площади, а вот искусные столяры, до которых и нынешним мастерам порой тянуться и тянуться, – имелись. Климатические особенности России тоже учитывались – были дополнительные зимние рамы в жилых помещениях. А вот какими были окна в домах рядовых москвичей, мы толком не знаем. Скорее всего, к началу XIX века уже стеклянными, но незначительной площади.
На протяжении позапрошлого столетия шла та самая индустриальная революция, о которой мы говорим каждый раз, когда заходит речь о стилевом развитии архитектурных элементов. При сохранении основы – двойных столярных рам со стеклами – с каждым десятилетием росла допустимая для промышленности площадь одного стекла (значит, сами стекла становились дешевле, а расстекловка крупнее). Поэтому, скажем, если до середины XIX века наиболее популярными среди парадных окон были восьмистекольные (два верхних «квадратика» – фрамуга, а шесть нижних – распашная рама), то затем в ходе ремонтов створки могли сделать из шести- четырехстекольными. Так что если на старом доме мы видим два «квадратика» фрамуги сверху и четыре длинных стекла снизу, скорее всего, это плоды такого ремонта…
К концу XIX века технология производства стекла дошла до той точки, при которой количество (то есть дешевизна стекла) переходит в качество. Хотя ординарные окна городских домов оставались прежними (цельная фрамуга и под ней створки, каждая из одного или двух стекол), в области окон парадных произошла революция. Витрины «Мюра и Мерилиза» (ныне ЦУМ) или парадное окно особняка Дерожинской Федора Шехтеля (ныне посольство Австралии в Кропоткинском переулке) способны удивить площадью остекления и сейчас, а уж сто с лишним лет назад казались чем-то невероятным.
Одновременно сложная форма и гигантская площадь остекления, характерная для особняков и доходных домов русского модерна (да и не только – стоит взглянуть хотя бы на неоготический Электрозавод и его окна), сменилась примитивными формами и экономией материала в 1920-х. Да, проекты конструктивистов подразумевали большие остекленные поверхности, но составляли эти поверхности из мелких, по меркам модерна, и простых элементов. Так дешевле. Да и парадные сталинские дома, которые последовали за конструктивизмом, брали количеством стандартизированных и не таких уж крупных окон, а никак не размером и формой каждого из них. Эксплуатация должна быть экономной. Следующий качественный скачок оконных технологий пришел вместе с индустриальным домостроением: в московских домах, начиная с пресловутых хрущевских пятиэтажек, появились стеклопакеты. Правда, тогда их еще не называли этим словом – просто два слоя остекления, соединенных в общую раму (и развинчивавшихся для промывания изнутри). Для жилых домов эти стеклопакеты первого поколения были деревянными – тогда это за отсутствием пластиковых не казалось преимуществом, а в общественных зданиях оконные переплеты такого рода выполняли из алюминия. Выглядело это великолепно, однако хроническое «недоуплотнение» создавало столь же хронические сквозняки.
На этом этапе с московских окон начали массово исчезать форточки. В некоторых стеклопакетах первого поколения они все же сохранялись, но куда чаще заменялись на сдвижные верхушки стекол или вовсе упразднялись. Сейчас стеклопакеты – уже на новом уровне – стали универсальным средством для заполнения оконных проемов в зданиях любого возраста. Даже в недавно отреставрированном доходном доме Тюляевой на улице Забелина двойные рамы сделаны идентичными натуральным, но из однокамерных деревянных стеклопакетов – а иначе не обеспечить современную энергоэффективность с минимальными эксплуатационными затратами. Что уж говорить о массовых домах советской постройки.
Но в высотных, парадных общественных зданиях по-прежнему, как и в эпоху модерна, идет своеобразная выставка новых технологий остекления. Причем в расчет берется уже не только внешний вид фасадов, но и – это очень важно – энергоэффективность. Окна должны летом защищать от солнца, а зимой снижать теплопотери. Материалы для этого тоже подбираются современные – мультифункциональные архитектурные стекла с солнцезащитными и энергосберегающими свойствами. «Одним из трендов в архитектуре стекла является создание индивидуальных и узнаваемых объектов, – говорит Роман Милюков, директор по архитектурным проектам Larta Glass. – Такие объекты не только демонстрируют технические возможности стекла, но и отражают характер и функционал зданий. Новые технологии позволяют придавать стеклу особые свойства и создавать необычные поверхности, контуры и формы: конические, сферические и свободные 3D-формы, а также изменять углы и края, вводя изогнутые линии».
Итак, современные решения в области окон и остекления – энергоэффективны. А также индивидуальны и узнаваемы: мировыми достопримечательностями стали фасад Эльбской филармонии в Гамбурге, сфера «Нур Алем» в Астане. В Москве не меньшей индивидуальностью отличаются отель Hyatt Regency Moscow – Petrovsky Park, жилой комплекс «Малая Ордынка, 19» и некоторые другие объекты. «Увеличенная площадь окна и структурные фасады – это еще один тренд в архитектуре стекла, который приобретает все большую популярность, – отмечает Роман Милюков. – Благодаря современным технологиям стеклоизделия, отвечающие нормам энергоэффективности, могут быть изготовлены в больших размерах: длина самого большого цельного окна, которое попало в Книгу рекордов Гиннесса, составляет 17 метров».
В Москве отличный пример современной работы со стеклом – кластер «Ломоносов» общей площадью остекления более 35 тысяч кв. метров. «По задумке авторов проекта, «Ломоносов» должен выражать движение вверх и стремление к полету, – продолжает Милюков. – Это удалось благодаря динамичному дизайну с комплексными архитектурными решениями, основным из которых является стеклянный фасад. Он придает массивному зданию легкость и гармонию с городской средой. Форма кластера напоминает крылья, поэтому стекло – самый подходящий материал для фасада, так как оно отражает «воздушность». При этом при остеклении использовалось стекло увеличенного формата».
Напыление может сделать стеклянные поверхности и металлизированными (бронзовое остекление домов на проспекте Академика Сахарова или голубое «Экспоцентра»). Но такие решения – скорее дань довольно-таки быстротечной моде. Более же нейтральные тона напыления (как естественный, т.н. нюдовый макияж) позволяют добиваться нужных эффектов, не эпатируя зрителя. Таковы перечисленные новые объекты, а также новые корпуса МГТУ им. Баумана, «Искра Парк» и другие современные здания Москвы.
Что же касается ординарных окон тысяч московских новостроек, то они выполняются по тщательно выверенной, с микронными допусками, индустриальной технологии. Это позволяет им быть прежде всего высокофункциональными объектами (в высотных зданиях отмерла функция открывания окон, так как из-за значительной силы ветра на высоте открывать их было бы небезопасно). А шедеврами столярной работы разных эпох мы продолжаем любоваться на исторических зданиях – ведь каждый тип рамы и расстекловки четко соответствует определенной эпохе.
[Экспертное мнение: Юрий Коган, коммерческий директор OCTOBER GROUP]
"Современные бесшовные технологии позволяют создавать панорамное остекление любой сложности и формы. Так, визитной карточкой Stories на Мосфильмовской станет уникальное панорамное остекление – более 40% площади фасадов, а это 8471 кв.м, будет выполнено из светопрозрачных элементов.
Для создания панорамных окон выше второго этажа используются витражи шириной 1600–3340 мм, высотой от 2400 до 3150 мм. В условиях резких перепадов температур, актуальным становится сохранение тепла в квартирах. Важно отметить, что приведенное сопротивление теплопередаче стеклопакетов – R0.
Сочетание фасадов из терракоты и бесконечности окон делают проект похожим на круизный океанский лайнер, рассекающий зеленые просторы Мосфильмовской улицы."