Как районные кинотеатры превращались в театральные подмостки - Московская перспектива
Как районные кинотеатры превращались в театральные подмостки

Как районные кинотеатры превращались в театральные подмостки

Как районные кинотеатры превращались в театральные подмостки
Как районные кинотеатры превращались в театральные подмостки
В советское время каждый район столицы был обязан иметь свой кинотеатр. «Баку», «Тбилиси», «Ленинград», «Гавана», «Полярный», «Балтика» и многие другие становились культурной доминантой жилого массива. Девяностые годы прошлого века ознаменовались упадком киноиндустрии. Кинотеатры стали посещать реже, к тому же появились видеосалоны, которые во многом заменили кинозалы. Приметой перестроечного времени стало появление небольших, но очень популярных театров, которые не имели своих помещений. Многие из них впоследствии расположились в зданиях кинотеатров. Но задолго до этого такой опыт уже был у знаменитого московского «Современника».

«СОВРЕМЕННИК» ВМЕСТО «КОЛИЗЕЯ»
Мало кто сегодня помнит, что когда-то легендарная студия ютилась на первом этаже дореволюционного здания на площади Маяковского. И только когда славе «Современника» стало тесно в маленьком зальчике, город подарил ему историческое помещение на Чистопрудном бульваре – это бывший кинотеатр «Колизей», открывшийся 15 августа 1914 года. Стены «Колизея» помнят еще Максима Горького: здесь в 1928 году московские пионеры выбрали писателя почетным членом организации. А в 1941 году в здании проходил сбор партизанского отряда, среди будущих членов которого была Зоя Космодемьянская.
Осенью 1970 года кинотеатр закрыли, а в 1974 году, после реконструкции, у античных колонн стали собираться гости театра «Современник». За почти 50-летнюю историю существования помещение изрядно обветшало и потребовало глобального ремонта. Основная сцена театра была открыта после реконструкции в декабре 2018 года. В нем создали комфортное пространство: фойе, гардероб, буфет, кулуары и гримерки, оборудовали новыми инженерными системами и установили кондиционеры. В зрительном зале поставили комфортные кресла, а сцену оснастили современным оборудованием. Кроме того, зданию вернули исторический облик: восстановили лепнину и элементы карнизов, входную группу и надпись «Кинотеатръ «Колизей» на фасаде. Также сделали новую архитектурно-художественную подсветку.

ТЕАТР НА ЛОМОНОСОВСКОМ
Есть еще один знаковый пример – передача в 2002 году кинотеатра «Прогресс» легендарному актеру, основавшему свой театр, – Армену Джигарханяну. Благодаря этому на Ломоносовском проспекте появилась великолепная театральная сцена. Она так и называется сегодня – «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна». У кинотеатра «Прогресс», построенного в 1958 году, интересная архитектура. Его фасад из желтого и красного кирпича воспроизвел сетку фасада Дворца дожей в Венеции. Дополнительным украшением стало экранное пространство, в котором размещались афиши: каждая новая фактически меняла облик кинотеатра.
После смерти руководителя театра Джигарханяна его возглавил известный режиссер Сергей Газаров. А сегодня он стал руководителем еще одного легендарного московского театра – Сатиры, который объединит четыре сценические площадки: основную и чердак в здании на Триумфальной площади, «Прогресс Сцену Армена Джигарханяна» и детскую сцену.
На всех четырех площадках начались реставрационные работы. Сергей Газаров обещает поклонникам Театра Джигарханяна, что после реставрации это будет одно из самых лучших театральных пространств, которое украсит наш город. Интерьер помещений – вестибюля, фойе, зоны гардероба, кабинетов, зрительного зала – выполнят по специально разработанному дизайн-проекту.

ТРАНСФОРМАЦИЯ «РОССИИ»
В 1961 году на Пушкинской площади появилось здание кинотеатра «Россия». Именно в нем проходили легендарные московские международные кинофестивали. Здание отличалось оригинальным архитектурным решением. Его фойе с пешеходной зоной Страстного бульвара соединяла лестница через автомобильный проезд. По красной дорожке кинотеатра «Россия» поднимались почти все отечественные и мировые кинозвезды. С 1997 по 2012 год кинотеатр стал называться «Пушкинский», а в 2012-м в нем перестали демонстрировать фильмы и превратили в пространство для проведения музыкальных представлений. В 2017 году в здании разместился Московский театр мюзикла. После реконструкции в нем появилась сцена со сложной конструкцией для монтажа осветительных приборов и многотонных декораций. Несмотря на сокращение числа посадочных мест до 1756, зал остается крупнейшим в столице, опережая Большой театр на 16 кресел.

ТЕАТРЫ В ЖИЛЫХ ДОМАХ
Не только отдельные здания кинотеатров сменили свой профиль, но и бывшие кинозалы в жилых домах. В 2002 году в двухзальном кинотеатре «Спорт», размещавшемся на первом этаже жилого дома Министерства авиационной промышленности СССР, обрел свой дом Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. В кинотеатре «Старт» сегодня работает детский драматический театр «На набережной». В маленьком полуподвальном кинотеатре «Сокол» много лет работал легендарный Камерный музыкальный театр под руководством Б. Покровского, а сейчас в нем идут спектакли Центра драматургии и режиссуры. Если в ХХ веке в шаговой доступности для москвичей были только кинотеатры, то сегодня можно говорить о том, что театральная карта Москвы расширилась и приблизила театральное искусство ко всем жителям столицы.