Как сейчас выглядит первый московский небоскреб

Как сейчас выглядит первый московский небоскреб

Как сейчас выглядит первый московский небоскреб
Как сейчас выглядит первый московский небоскреб
В июне завершилась реставрация доходного дома купца Афремова, одного из первых столичных небоскребов, расположенного по адресу 1-я Садовая-Спасская улица, 19. Здание внесено в список объектов культурного наследия регионального значения. «МП» поговорила с реставраторами о том, как проходил процесс восстановления.
Всего в разных районах города сохранилось около 300 доходных домов, которые стали прообразом современных высотных зданий и задали стандарт строительства арендного жилья. В настоящее время им возвращают исторический облик в рамках масштабной программы реставрации, инициированной мэром Москвы. За последние 13 лет в городе обновили более 80 таких зданий.

«Доходные дома во многом сформировали облик и настроение центральной части Москвы. Судьба первых многоэтажек крепко переплетена с историей страны, ведь к началу ХХ века на территории столицы их насчитывалось более 500. Сегодня многие из них являются объектами культурного наследия, а город тщательно следит за их сохранностью. Так, из 283 доходных домов, признанных памятниками архитектуры, отреставрировано более 80, и эта работа продолжается. Например, сейчас на реставрации Саввинское подворье, по доходному дому Левина идет разработка проекта, а в доходном доме купца Афремова совсем недавно завершилась комплексная реставрация», – рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Как уточнили в пресс-службе департамента, отдельной программы по реставрации именно доходных домов не существует, конкретной очередности тоже нет. За каждым объектом закреплен инспектор, который проводит контрольно-надзорные мероприятия, проводит профилактические беседы с собственниками и всячески следит за объектом. Также в департаменте уточнили, что разработка проекта реставрации – долгий процесс. Чем больше предстоит работы, тем дольше готовится проект. Если требуются исследовательские работы, на это могут уйти годы.

РЕСТАВРАЦИЯ ДОМА АФРЕМОВА
Особняк был построен в 1904 году в стиле модерн по проекту архитектора Осипа Шишковского. Это первый московский небоскреб, его высота – 35 метров. Сам термин «небоскреб» (раньше такие дома называли «тучерезами») вошел в обиход москвичей после появления этого здания. Мимо него даже боялись проезжать, вспоминая печальную историю Вавилона. До этого самым большим было здание доходного дома Троицкого подворья на Ильинке, ротонда которого была шестиэтажной. Спустя несколько лет на Большой Гнездниковской улице построили 10-этажный дом Нирнзее, тогда статус самого высокого здания перешел к нему. Но тот факт, что дом Афремова был первой столичной высоткой, отразился в особенностях его постройки.
«В возведении здания применены не классические архитектурные и декоративные решения, а новые для того времени приемы. Например, входные группы отделаны самым обычным камнем и окрашены под гранит.

У красочного слоя в этом случае две функции – декоративная и защитная. Многие лифты устанавливали в самом начале работ, хотя тогда было принято устанавливать их на более поздних этапах, – прокомментировала Елизавета Черюканова, главный архитектор ООО «Строительный Альянс». – Сохранили все исторические элементы оформления, в том числе интересные декоративные ограждения, которые составляют предмет охраны. В частности, поручни выполнены по лекалу, объединенному с лифтовой шахтой. Получается единая композиция из металлических элементов». Чтобы вернуть зданию исторический облик, специалисты очистили фасады, восстановили элементы и лепной декор, кованые ограждения, заменили цоколи, отремонтировали крыши. В интерьере также была восстановлена историческая фурнитура. У входа отреставрировали перила и балюстраду, заменили входную дверь, отремонтировали стены и потолки, восстановили отделку.

СЛОЖНОСТИ ПРОЦЕССА
Для всех объектов культурного наследия, которые являются жилыми домами, характерны следующие нюансы. Во-первых, это объединение реставрационных и ремонтных работ. В обновлении нуждались внешние фасады и оконные заполнения. Ремонт был необходим для коммуникационных сетей, внутренних фасадов и подъездов, уточнила реставратор. Вся работа заняла около полутора лет. «Во многом хотелось бы воссоздать или как-то приспособить для современного использования утраченные элементы. Но приходилось выбирать нейтральные варианты. Что касается инженерных сетей, мы выполнили капитальный ремонт. Грубо говоря, заменили старое новым, сохранив проходки и диаметры», – пояснила Елизавета Черюканова.
Во-вторых, это работа с жильцами. Реставраторы старались учесть пожелания собственников, чтобы им было комфортно здесь жить, не нарушив при этом аутентичность здания. Что касается используемых реставрационных материалов, сейчас существует большая линейка с новыми добавками, они позволяют использовать известковую штукатурку, которая не нарушает целостности и сохранности исторического кирпича и всех связующих составов, используемых ранее. «Также мы используем силикатные краски, которые позволяют зданию дышать, хорошо уживаются с первоначальными составами на основе извести и в целом дольше сохраняются», – рассказала реставратор.

«При проведении ремонтно-реставрационных работ, направленных на возвращение исторического облика фасада, наибольшую сложность представляло восстановление карнизной части с коваными кронштейнами и порталов парадных входов с декоративной отделкой из крупного щебня», – отметил Олег Дёгтев, начальник управления реализации проектных решений Фонда капитального ремонта Москвы. «У нас получилось аккуратно демонтировать поздние наслоения ремонтных цементных составов, которые разрушали кладку. Мы выполнили компановку кирпича и смогли показать историческую кладку, просто окрасив кирпич, не штукатуря его», – добавила Елизавета Черюканова.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ КУПЕЧЕСКИЙ ОСОБНЯК
Дом купца Афремова состоит из основного и трех дворовых корпусов, соединенных лестницей. Передний фасад симметричен и типичен для работ Осипа Шишковского. Под карнизом – декоративные кронштейны, в мансарде – эллиптическое окно «бычий глаз». Три главных входа и две проездные арки имеют плоские выступы во всю высоту здания и называются литолитами. Основные поверхности стен – кирпичные, оконные ниши, наличники и эркеры выделены лепниной и изразцами. Нижняя часть здания высотой в два этажа за счет перепадов рельефа подчеркнута сплошной лепниной. Декор фасада – плоскими и графическими геометрическими фигурами, тонкими вертикальными накладками и водосточными желобами. На каждом этаже расположены четыре квартиры: две в уличном крыле и две – в крыле внутреннего двора. Каждое помещение расположено на отдельном этаже и разделено парадной лестницей. На каждой лестничной площадке есть два входа в квартиры; часть площадки у каждого из трех входов сохранила оригинальный пол, выложенный мрамором, и дверь в квартиру. Старинные кованые ограждения передней и задней лестниц находятся в хорошем состоянии.

КАК ПОЯВИЛИСЬ ДОХОДНЫЕ ДОМА
Они строились или перестраивались по принципу многоквартирных домов, а комнаты в них сдавали в аренду. С развитием науки и промышленности люди все чаще устремлялись в города и нуждались в недорогом жилье для аренды. Для собственников таких помещений они были отличным способом выгодно вложить свободный капитал и приумножить свои сбережения. В Москве первые доходные дома появились между 1785 и 1790 годами, а с начала 1911 по 1915 год их было построено особенно много – 195 зданий. Поскольку в то время большинство зданий были малоэтажными, появление многоэтажных огромных доходных домов стало серьезным изменением в архитектурном стиле Москвы. Московские власти поощряли появление торговых зданий и помогали в их строительстве. Улицы, застроенные торговыми домами, были обеспечены электричеством, водой и канализацией. Прибыльное жилье способствовало росту городских финансов. В 1913 году, например, Москва получила 47 миллионов рублей, из них 7 миллионов рублей составили различные налоги с таких зданий. В 1917 году, когда к власти пришли большевики, эпоха строительства доходных домов закончилась. К тому времени эти здания занимали почти половину жилой площади Москвы. После революции доходные дома национализировали и превратились в коммунальные квартиры.