«Без продюсеров и компаний»: как снять независимое кино в Москве

«Без продюсеров и компаний»: как снять независимое кино в Москве

«Без продюсеров и компаний»: как снять независимое кино в Москве
«Без продюсеров и компаний»: как снять независимое кино в Москве Режиссер Арсений Гончуков (справа) на съемках. Фото: ruskino.ru
Каждый год в России снимается несколько сотен фильмов, съемки многих из них проходят в Москве. Но это – официальная статистика Минкульта, в то время как еще десятки режиссеров работают в городе без разрешений. Как снять кино, если у вас нет «охранной грамоты», сколько это стоит и как при этом не получить проблемы с законом, узнал корреспондент МП.

Цена вопроса

Снять независимое кино в столице без проблем с законом практически невозможно:

- В центре Москвы есть дома ФСО и ФСБ. С виду это обычные здания, но если навести на них объектив, то оттуда выскочат силовики и потребуют убрать камеру, не говоря уже о других последствиях, – говорит режиссер Арсений Гончуков.

Он снимает независимое кино с конца «нулевых», является обладателем двух десятков наград, а его «самопальные» ленты показывались на крупных европейских фестивалях. Как правило, Гончуков выбирает локации в больших городах и не всегда имеет официальное разрешение на съемку. При этом режиссер создал четыре полнометражные ленты, бюджет каждой из которых не превышает 600 тыс. рублей. Почти все объекты в фильмах доставались Гончукову бесплатно.

iZbsnxVMVjVz5DD8RwQayBJ0nC0.jpgАрсений Гончуков на съемках фильма «Сын». Фото: ruskino.ru

По словам кинематографиста, иметь разрешительную бумагу в Москве необходимо всегда – даже в том случае, если вы работаете над сценой возле пивного ларька или тихой остановки на окраине города.

- Все полицейские в Москве знают, что такое съемки. И вас сразу видит наряд ППС. Даже на безбюджетных проектах мы тратили много времени на разговоры и выяснения отношений с ними, – признается Гончуков. – Многие менты нормальные, и их можно попросить не вмешиваться, но в Москве таких мало.

Главное преимущество таких съемок – свобода, говорит автор:

- Ты всегда снимаешь без продюсеров и компаний, ты сам себе хозяин. Сам принимаешь решения и абсолютно творчески свободен. Ты снимаешь, что тебе хочется, и это самое главное – то, для чего стоит бороться.

_Площадь_Революции__-_panoramio.jpgСтанция метро «Площадь Революции». Фото: wikipedia/commons

Пьяницы и шахиды

Вести борьбу с административными ограничениями сложнее, когда съемки идут в метро. Василий Огарков занимается монтажом российских фильмов на крупном телеканале. Несколько лет он учился на режиссера и работал над короткометражной лентой про алкоголика, но так и не снял ее, потому что исполнитель главной роли все время напивался и срывал съемки. Это продолжалось четыре года.

Действие ленты происходило Московском метрополитене.

Metro_MSK_Line1_Sportivnaya_(img1).jpgСтанция метро «Спортивная». Фото: wikipedia/commons

- У нас была задача: найти самую слабоосвещенную станцию. Выбирали между «Красными воротами» и «Спортивной». В итоге снимали на последней, потому что на «Красных воротах» было так темно, что делать там кино без специального освещения нельзя.

Режиссер рассказывает, что когда съемки проходят в вагоне, то появляются дополнительные нагрузки, связанные с логистикой. Часто приходиться ждать, когда подойдет поезд нужной модели и с «правильным» дизайном внутри. По словам Огаркова, в Московском метрополитене есть странность: даже в составах одной заводской серии полы бывают разных оттенков, а в двух соседних вагонах могут быть установлены лампы разной резкости. К этому стоит прибавить, что на дверях в одном поезде часто отличается размер и шрифт надписей «не прислоняться».

Novokuznetskaya_Metro_(19343981104).jpgСтанция метро «Новокузнецкая». Фото: wikipedia/commons

Чтобы подобрать картинку с массовкой, надо изучить поток пассажиров на той станции, где ты снимаешь, советует режиссер. Для массовки Огарков нанимал бомжей с «Новокузнецкой», он платил им по 200-300 рублей за несколько часов. Иногда бездомные помогали освободить место в вагоне, потому что по сюжету они забегали в двери по 8-10 человек, и пассажиры от неожиданности выходили.

Ploshchad_Revolyutsii_(Площадь_Революции)_(5086656925).jpg

- С бездомными работать сложно, – говорит Огарков. – Несколько раз мы договаривались о съемках, я ждал их, но меня кидали. Один раз актеры начали пить прямо на станции. Другой раз [бездомный] заявил мне по телефону, что он сейчас едет в машине и вообще у него есть дела поважнее кино.

Еще можно набирать актеров в пабликах «Вконтакте», но там уже за час съемки придется платить в два раза большую сумму, чем просят бездомные.

- Есть единственная опасность, которая ждет независимого режиссера в метро, – это полиция, – вспоминает Огарков. В его короткометражке участвовала «женщина-шахид», одетая в хиджаб с головы до ног. И это интересовало полицию сильнее, чем отсутствие разрешения на съемки, которое можно получать месяц, а можно и не получить вовсе.

Police_dog_in_Moscow_Metro.jpg

- Зато с любым полицейским можно было просто договориться. Сказать ему, что ты студент ВГИКа и снимаешь дипломную работу. Обычно после этого полиция не имеет претензий, – говорит он.

Создателям 3D-фильма «Полет над Москвой», который показывают в кинотеатре Московского планетария, «просто договориться» с полицией было невозможно. Зритель ленты совершает виртуальное путешествие по главным достопримечательностям города – все они сняты при помощи техники, которую невозможно спрятать даже за массивной колонной на «Площади Революции».

Поэтому съемки в метро проходили с официальным разрешением и ночью (когда техника не мешает пассажирам). Чтобы погрузить зрителя в 3D-очках в объем городских пространств, приходилось применять нестандартные методы.

2018-12-12 19.14.59.jpgСъемка станции «Маяковская» с сигвея. Фото: TBD Group Marketing Agency

- Эффект полета в метро на станции «Маяковская» достигался при помощи сигвея – на него ставились камеры, и мы снимали платформу на высокой скорости, – говорит один из создателей фильма Александр Ренев.

Имея разрешение на съемку в подземке ночью, можно было не волноваться из-за случайных административных помех, например претензий полиции. И единственное, что тормозило процесс – это появление на путях и станции технических сотрудников метрополитена, которые вели плановые работы.

По словам режиссера Арсения Гончукова, снимать в московском метро очень дорого.

- Там сумасшедшие бабки, – говорит он. – Я знаю кинематографистов, которые, имея достаточное финансирование от Минкульта, снимали в Питере, потому что там дешевле.

Сам Гончуков работал над сценами в метро в Нижнем Новгороде.

2018-12-12 18.13.41.jpgКадр из фильма «Полет над Москвой»

Небо и «запретная» Красная площадь

- Надо снимать так, чтобы зрителя потом не стошнило, – говорит Александр Ренев. В данном случае он имеет в виду не эстетическое качество, – а говорит о важной особенности всех 3D-фильмов. Она заключается в правильном положении двух камер, которые дают объемную картинку. Если одна из них не будет поставлена под нужным углом к другой, то у зрителя в кинотеатре может ухудшиться самочувствие вплоть до состояния, о котором упомянул кинематографист выше.

2018-12-12 18.12.55.jpgКадр из фильма «Полет над Москвой»

Ренев вспоминает: вдвойне сложно было это сделать с вертолета (команда фильма решила использовать Ми-8, так как ни один гражданский дрон не в состоянии поднять две камеры, каждая из которых в минимальной комплектации весит несколько килограмм).

На вертолет ставилось оборудование, которое закрепляло камеру в нужном положении. Другие металлические конструкции уже поддерживали то оборудование, которое поддерживало камеры.

Еще одна сложность – это получить разрешение на полет над городом. По закону, летать на столицей имеют право только вертолеты МЧС, МВД, спецслужб и специального летного отряда «Россия», который перевозит первых лиц государства. В итоге предоставить авиатехнику для съемок согласилась последняя организация. 

 2018-12-12 18.13.25.jpgКадр из фильма «Полет над Москвой»

Зритель фильма оказывается у Новодевичьего монастыря, над Тверской улицей, другими достопримечательностями и на Красной площади. Авторы «Полета над Москвой» были одними из первых, кто получил официальное разрешение снимать около Кремля (даже финальные кадры «Красной жары» со Шварценеггером снимались на любительскую камеру без разрешения). Так как у чиновников много других, более важных дел, то приходилось пару месяцев – почти каждый день – держать контакт с представителями власти, говорит Ренев.

Tram_Pesa_Twist_71-414_in_MSK_(img1).jpg

Аренда трамваев и перекрытие улиц

За восемь минут команда Жи-Ши production планировала рассказать историю, как разочаровавшийся в жизни герой невольно помогает нескольким людям, втягивается в это дело и обретает «вселенский смысл». Лидер команды Алексей Новиков вспоминает, что для съемок нужно было арендовать бизнес-центр.

- Обычно для кино можно договориться с помещением бесплатно. Потому что это не реклама, которая всегда коммерческая, и у режиссеров не всегда есть деньги, – говорит он.

Для рекламных роликов приходилось перекрывать улицы в центре города, точно такую же схему можно использовать для съемок фильма. Новиков рассказывает, что сначала надо обратиться в управу района (желательно заранее – недели за две), потом получить разрешение (как правило, это бесплатно), а потом заплатить полицейским, которые будут охранять улицы от машин и назойливых людей, которых всегда очень много.  

- Такие люди появляются постоянно. В любом месте. Стандартный вопрос: «а для какого канала снимаете?». Или подходят и просят взять у них интервью, – жалуется Новиков.

Снимать в общественном транспорте, чтобы никому не мешать и чтобы из него не высадили, надо на маленькую камеру, говорит Алексей. Для съемок профессиональным оборудованием лучше арендовать автобус или трамвай. Аренда трамвая стоит около 25 тыс. рублей. За эти деньги он возит съемочную группу по кругу, пока не закончится смена, и не пускает никого внутрь.

Domodedovo_airport,_Russia.jpg

Впрочем, есть и бесплатные локации в городе, где можно работать официально. Режиссер Гончуков говорит, что это аэропорт «Домодедово» (в нем снималась сцена его ленты «Последняя ночь»). Это единственный аэровокзал в Москве, который не просит денег (обычно за работу в аэропортах кинематографистам приходится платить около 300 тыс. рублей). Все, что нужно в «Домодедово» – это подать заявку примерно за месяц. И вы получите конкретно отведенный небольшой угол, но зато – бесплатно.

Теги: #