Как в Москве строили дома-коммуны

Как в Москве строили дома-коммуны

Как в Москве строили дома-коммуны
Как в Москве строили дома-коммуны
Архитектура молодой Страны Советов – особое явление. Но в большей степени это касается признанного во всем мире конструктивизма – стиля, господствовавшего в стране в 20–30-х годах прошлого века. Одной из ярких примет данной эпохи стали дома-коммуны, появившиеся в результате удивительных экспериментов по воспитанию нового человека.

Одними из первых под эксперимент архитекторов попали студенты Московского текстильного института. Их общежитие на улице Орджоникидзе решено было выполнить в виде дома-коммуны. Построенное в 1930 году, оно воплотило идею дома как «машины для жилья». Длинный блок вмещал в себя более тысячи жилых ячеек метражом 2,3 на 2,7 метра. Такая ячейка предназначалась для двух студентов, и в ней разрешалось только спать. «После этого, – как писал архитектор дома Иван Николаев, –
закрытая ночная кабина подвергается энергичному продуванию в течение всего дня. Вход в нее до наступления ночи запрещен».
А как же студенты? С утра они отправлялись на зарядку, после – в санитарный блок, где принимали душ и переодевались в дневную одежду. Большую часть дня они проводили в общественном блоке, где располагались комната для занятий, библиотека, чертежная, столовая и студия.

Установленный архитектором строгий порядок в значительной степени сохранялся до 60-х годов. Затем общежитие было передано Московскому институту стали и сплавов, который перестроил здание. Однако история вернулась на круги своя.
В 2016-м завершилась девятилетняя реконструкция и реставрация здания, где теперь проживают магистранты и аспиранты вуза.

Строители укрепили все три корпуса здания, а реставраторы восстановили исторические фасады и вернули оригинальные габариты ленточных окон. Дом-коммуна получил обновленные коммуникации, лифты и современные системы безопасности. Сейчас это одно из самых современных и комфортных общежитий в столице. Здание на улице Лестева, как и большинство домов-коммун, включено Москомнаследием в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Авторами проекта стала большая группа архитекторов под управлением Николая Травина.

Его особенность – минимальные по метражу комнаты. Кухонь предусмотрено не было. Дома-коммуны, по сути, стали воплощением пролетарской идеи «обобществления быта» и одним из проявлений эпохи советского авангарда.
Строительство жилого здания на улице Лестева закончилось осенью 1929-го. Проект получился настолько новаторским, что долгое время здесь устраивались экскурсии. В рамках капитального ремонта, который завершился в 2021 году, ему вернули его первоначальное двухцветное решение в светлых и темных тонах. Восстановили палубные ограждения балконов, отремонтировали крышу. Особое внимание уделили капремонту и реставрации подъездов.

А годом ранее возвратили к жизни дом Наркомфина – один из главных шедевров эпохи конструктивизма. Дом переходного типа на Новинском бульваре появился в 1930 году как результат работы архитекторов-конструктивистов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. При строительстве здесь широко применялись экспериментальные материалы. Каркас был изготовлен из монолитного железобетона, наружные и внутренние стены – из бетонитовых пустотелых камней, а стены и перегородки – из фибролита. Новаторские идеи реализовали в планировке и дизайне помещений, в том числе тщательно проработали вопросы колористики и инсоляции и даже изготовили по спецзаказу мебель. Все это сделало дом Наркомфина одним из ярких памятников эпохи конструктивизма. Жилой корпус представляет собой семиэтажное здание с двумя лестничными пролетами. В длину оно достигает 85 метров, а в высоту – 17 метров. Круглые столбы – элементы каркаса здания – придают корпусу вид корабля. Первый этаж нежилой, на остальных этажах расположены квартиры – «жилые ячейки», как называли их современники. Здание спроектировано так, что окна спален в квартирах выходят на восток, а гостиных – на запад. Таким образом, жильцы могли по утрам встречать рассвет, а вечерами любоваться закатом. Для больших семей предлагались трехкомнатные двухъярусные квартиры площадью 90 кв. метров. Для одиночек и бездетных семей были предусмотрены малометражные квартиры площадью 37 кв. метров. А с торца дома по обе стороны от лестниц расположены квартиры с двумя жилыми комнатами, столовой, передней, ванной, кухней. Здесь же располагалась квартира наркома финансов РСФСР Н.А. Милютина, по инициативе которого и был построен дом Наркомфина.
Коммунальный корпус – это четырехэтажное здание, напоминающее куб. В нижней части находился детский сад, в верхней – столовая, помещения для отдыха и спорта.

К 2017 году был разработан сложнейший проект реставрации. В ходе работ полностью восстановили планировку здания, возвратив ему историческую функцию, заложенную авторами проекта. Реставрационная отделка квартир включала в себя полное восстановление первоначальных цветов стен и потолков. Были изготовлены точные копии окон и дверей, сохранен даже принцип их открывания. Восстановлены по сохранившимся образцам электрофурнитура, проводка, сантехника и радиаторы отопления. Специалисты провели большую работу по выявлению цветов использовавшихся при строительстве красок, которые, по задумке архитекторов, учитывали психофизиологическое воздействие на человека.

Впрочем, дом Наркомфина – не идеальный дом-коммуна. Видя неготовность большинства людей иметь такое жилье, архитектор Моисей Гинзбург приходит к идее жилья переходного типа. Квартиры в нем имеют свои кухни и санузлы. Но их скромный размер и развитая система общественных помещений должны постепенно приучать человека к коммунальному укладу. Еще одной из таких построек стал дом жилищного кооператива на Гоголевском бульваре, разработчиками и создателями которого руководил все тот же Моисей Гинзбург. В кооператив входили и архитекторы – проектировщики дома. Один из корпусов здания был составлен из ячеек типа F – скромных по размерам (36 кв. метров), но интересных по планировке двухуровневых квартир. Ячейки F оказались и наиболее экономичными с точки зрения затрат на строительство. Им суждено было стать одним из самых известных творений советской архитектуры XX века. Сегодня дом на Гоголевском по-прежнему является жилым, и среди его обитателей есть потомки тех самых архитекторов. Почти через 100 лет после строительства скромные жилые ячейки стали восприниматься как стильные студии, и сегодня среди жильцов немало представителей богемных профессий. А второй – общественный – корпус давно занят различными учреждениями.

Впрочем, в отличие от домов-коммун для народных масс дом-коммуна с квартирами премиум-класса, известный как Дом на набережной (улица Серафимовича), предназначался для партийной, правительственной и творческой элиты. Автором проекта стал известный советский архитектор Борис Иофан. Возведенный в 1931 году гигант получился самым крупным жилым зданием в Европе: 24 подъезда, 505 квартир и площадь 3 гектара. Жилищный комплекс вобрал в себя большинство идей актуального тогда конструктивизма – с упором на функциональность и простоту – и вместе с тем стала предвестником монументального стиля, который главенствовал в архитектуре Москвы начиная с 1930 годов. Дом спроектировали таким образом, что при желании жильцы могли вообще не выходить за его пределы: в комплексе было все необходимое для полноценной жизни. В советское время здесь находились ДК имени Рыкова (современный Театр эстрады), кинотеатр «Ударник», работали спортзал, универмаг, прачечная, столовая, буфет, детский сад и другие учреждения. Борис Иофан продумал не только планировку, но и интерьер квартир. Все они были одинаковыми: дубовый паркет на полу, роспись на потолке. Мебель, спроектированная Иофаном, также была унифицирована: одинаковые стулья, столы, буфеты, на каждый из которых навесили бирки инвентарных номеров. Так что въезжавшие в дом жильцы могли ничего не покупать в новые квартиры.