Как водоемы и набережные преображают города
В Москве благоустройство набережных стало одной из важных градостроительных программ. О том, почему это важно, «Московской перспективе» рассказал член жюри конкурса «Моя река» 2023, советник отделения градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент Союза московских архитекторов, сооснователь и руководитель архитектурного бюро «Мезонпроект» Илья Машков.
«О необходимости интеграции водных артерий в ткань города в современной архитектуре начал говорить Александр Викторович Кузьмин – в то время главный архитектор Москвы. Прибрежные пространства, которые могут служить на благо города, он маркировал голубыми линиями. Это те территории, которые имеют выход к воде и открываются человеку с реки, когда, например, он отправляется на экскурсию на городском речном трамвайчике. Тогда они получили название «скай лайн». К сожалению, после ухода нашего коллеги из жизни очень долго этот проект оставался на бумаге, но сейчас эта идея реализовывается в полной мере», – рассказывает Илья Машков.
Катализатором к освоению водных артерий, по мнению сегодняшнего собеседника, стали две большие городские программы – запуск новых маршрутов речных электротрамваев и КРТ промзон. Например, тот же ЗИЛАРТ, четвертую очередь которого проектировал Машков. «Это район, построенный на месте бывшего гигантского автомобильного завода, в концепции которого отталкивались от близости к воде. Каркас квартала – его набережные. И вдоль Москвы-реки так называемых «промок» к началу XXI века было много. С освоением этих пространств возникает синергетический эффект: во-первых, из города уходит «промка», которая разрушает его ткань. И появляется река. Река становится чище, горожане счастливее», – отмечает архитектор. А мест притяжения в городе у нас, по мнению собеседника, маловато. Есть в этом освоении и психологический эффект для горожан. «Там, где соприкасаются среды – например, воздух и вода, огонь и вода, – мы любим долго находиться и созерцать. В этом контексте интеграция набережных – прекрасное явление», – рассуждает эксперт.
Архитектор делает важный акцент на том, что большинство «промок» перестраивается в ходе КРТ – получается, что под переосмысление в городе попадает и река. Освобождение реки – это дополнительный ресурс для роста города. Ресурсы роста Москвы в границах МКАД сейчас очень ограничены. Сегодня доступные ресурсы роста – это «промка» и недвижимость вдоль этой «промки». «Любая недвижимость, что находится рядом с водой, после благоустройства прибрежной территории преображается. Яркий пример такого преображения – ГЭС-2. Близость к открытой воде придает ей особый шарм. Любой арт-объект на воде становится от этого соседства еще лучше. Можно сказать, что сама река – это мега арт-объект для любого города, это большой прогресс, если город начинает использовать этот ресурс», – рассуждает собеседник.
Машков приводит интересный пример преобразования непрестижных городских территорий в районы притяжения. «Когда Москва укрывалась гранитными набережными, многие прибрежные переулки современного центра были отнюдь не парадной стороной города. Например, Проточный и Тружеников переулки. Там было откровенно жутко – туда сливали нечистоты, сбрасывали мусор. Процесс «облицовки» реки стал джентрификацией реки – река «выселялась» с тех территорий, которые она затапливала, одевалась в гранит, чтобы не было больше разливов», – поясняет эксперт.
Говоря о ближайших перспективах развития города, Илья Машков отмечает, что с масштабированием КРТ наша «нерезиновая» столица в старых границах будет преображаться преимущественно вдоль реки – тут продолжат благоустраивать набережные и активно развивать точечную, так называемую «бутиковую архитектуру». «Река – это та нитка, на которую, как на бусины, должны нанизываться архитектурные объекты. Все красивое должно появляться на берегах. Я и команда много проектируем в том числе и на воде. Сейчас все проекты большинства архитекторов столицы так или иначе связаны с Москвой-рекой. С освоением рек связаны и региональные проекты, в том числе федеральные конкурсы по освоению прибрежных территорий», – заключает собеседник.