Какие специалисты нужны строительной отрасли и где их взять в условиях кадрового дефицита
РАЗВИВАТЬСЯ И ПРОЯВЛЯТЬ СЕБЯ
Представляя стратегию подготовки студентов, ректор НИУ МГСУ Павел Акимов пояснил: задача любого вуза –
качественное воспитание кадров, чтобы выпускники могли уверенно работать по специальности, которую они избрали при поступлении.
«Вся деятельность нашего университета осуществляется в интересах студентов, работодателей и строительной отрасли. НИУ МГСУ активно работает с организациями-партнерами. Мы постоянно обновляем образовательные программы в соответствии
с замечаниями и рекомендациями работодателей. В частности, с 2025 года планируем запустить магистерскую программу по системам вертикального транспорта в строительстве, у которой высокая востребованность. С этого года в магистратуре началось обучение по специальностям «пожарная безопасность» и «промышленный дизайн». Мы восстановили технологию строительного производства с возможностью дальнейшего обучения предмету в магистратуре. Повышенным спросом пользуется программа шестилетнего специалитета «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений». Впрочем, не только эти, но и другие направления обучения доказали свою востребованность и актуальность», – отметил Павел Акимов.
Он также пояснил, что профессиональный рост выпускников вуза подразумевает не только получение качественного профильного образования, но и постоянное самообразование, повышение квалификации с учетом современных технологий, в том числе внедрения инноваций, технологий информационного моделирования, цифровизации отрасли. «Если говорить о популяризации строительных профессий, то это весьма непростая задача, поскольку образ строителя, который сформирован в нашем обществе, далек от того, чтобы активно привлекать на стройку абитуриентов. И эту тенденцию в срочном порядке нужно менять», – подчеркнул ректор НИУ МГСУ.
В свою очередь руководитель Центра компетенций образовательной деятельности Минстроя РФ Ирина Минина отметила тот факт, что после вуза вовлечение в профессию молодых специалистов составляет 95%, а после колледжей – 40%, притом что ежегодно колледжи выпускают более 100 тыс. молодых специалистов в области строительства и ЖКХ. Поэтому одна из задач – повысить престиж работы в строительной отрасли, чтобы выпускники по окончании учебы не уходили в службу доставки или в торговлю.
«Проблема в непопулярности строительных специальностей среди молодежи связана прежде всего с условиями труда. Поэтому забота о строителях – не только адекватная зарплата, но и привлекательное место работы, комфортная рабочая атмосфера. Молодежь с профильным образованием чаще всего выбирает строительные компании с красивыми рабочими пространствами и хорошими соцпакетами. Поэтому повышение культуры производства в строительной отрасли плюс популяризация профессии существенно повлияют на отношение к ней молодежи. При этом образ современного, молодого и жизнерадостного строителя должен быть не только на картинке. Его необходимо поддерживать и развивать, на объекте какой бы сложности он ни трудился», – уверена Ирина Минина.
ПОЙТИ НАВСТРЕЧУ РАБОТОДАТЕЛЯМ
Заместитель руководителя аппарата Национального объединения проектировщиков и изыскателей, председатель Комитета российского союза строителей по развитию профессионального образования и содействию занятости в строительной отрасли Надежда Прокопьева рассказала о предложениях НОПРИЗ по развитию интегрированных учебных программ «колледж – вуз» с целью создания профессиональных стандартов для среднего специального и высшего образования. Эксперт
высказалась за то, чтобы к подготовке учебных программ, а также к преподаванию в строительных вузах привлекались известные в отрасли специалисты. «Смешение сильной академической школы с опытом лидеров современного бизнеса даст серьезный положительный эффект, сделает процесс обучения более привлекательным для студентов», – пояснила эксперт.
Директор по развитию, руководитель проектного офиса Национального объединения строителей Елена Парикова напомнила, что строительный сектор входит в число отраслей с самым высоким кадровым дефицитом: «Мы находимся на четвертом месте после торговли, металлургии, машиностроения. Дефицит профессиональных кадров, привлекаемых на стройки, вырос на 36% в сравнении с 2023 годом. И это с учетом рекордно низкой безработицы».
Эксперт подробно остановилась на вопросах повышения квалификации работающих на стройках специалистов, росте производительности труда, взаимодействия НОСТРОЙ с образовательным сектором, укрепления контактов между работодателями и образовательными организациями, отметив при этом, что в отрасли не хватает строителей практически всех специальностей. В общем объеме требующихся специалистов лидируют бетонщики, арматурщики и монолитчики – это 40% вакансий. Далее отделочники, штукатуры, маляры и плиточники – 20%. Сварщики, каменщики – по 12%, дорожные рабочие – 5%. И даже низкоквалифицированная подсобная рабочая сила, в которой никогда не было недостатка, сейчас в дефиците.
«Среди первоочередных мер, направленных на рост уровня подготовки профессиональных кадров в России, проекты «Приоритет-2030» и новый национальный проект «Кадры», направленный на укрепление связки всех уровней образования от школы до вуза, – подчеркнула Елена Парикова. – Задача – сформировать группу университетов, которые станут лидерами в создании новых научных знаний, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. При этом программа «Приоритет-2030» позволит повысить конкурентоспособность нашей страны в сфере образования, науки и технологий, трансформировать существующий подход к высшему образованию, распространить лучшие практики образовательной и научно-исследовательской работы, а в дальнейшем увязать научно-образовательный процесс с высокотехнологичной инновационной деятельностью. Это поможет сформировать систему долгосрочных прогнозов потребности отрасли в кадрах с учетом региональной специфики».
НЕ НАДО БОЯТЬСЯ
Начальник Управления государственной службы и кадров Департамента градостроительной политики города Москвы Анна Оганесян остановилась на уровне подготовки выпускников. «Строительные компании хотят, чтобы вузы выпускали готовых специалистов, которые, придя на производство, трудились бы наравне с опытными работниками. Но так, к сожалению, не бывает. Впрочем, это не повод со стороны выпускников тормозить в своем развитии. Понятно, что практического опыта они должны набираться еще в процессе обучения. С этой целью необходимо активнее налаживались каналы, которые обеспечат студентам качественное прохождение практики и стажировок, дадут возможность получать дополнительные практические и теоретические знания, формируясь как специалисты», – отметила она.
Руководитель Центра развития карьеры и бренда платформы ДОМ.РФ Олимпиада Окунева в своем выступлении пояснила, что человеческий капитал – важнейшая составляющая идеологии и философии ведения бизнеса ее компанией. При этом служба управления персоналом отвечает за развитие карьерных возможностей сотрудников, помогает привлечь специалистов, которые пополняют разные подразделения компании или получают работу в крупнейших строительных фирмах и в банках.
Наиболее популярными являются стажировки и программы специального обучения. Особую роль играют проекты, которые реализуются в партнерстве с ведущими вузами страны. «Все это в комплексе осуществляет ДОМ.РФ. Для работодателя это привлекательнее и вместе с тем повышает вовлеченность сотрудников, имидж компании и лояльность клиентов. Как показал наш опрос, 75% респондентов уверены, что работа в строительстве требует высокой квалификации, а 62% по-прежнему считают ее тяжелым физическим трудом», – отметила руководитель Центра развития карьеры.
Она также пояснила, что в ходе проведенного опроса только 22% с уверенностью заявили, что знают о современных профессиях в сфере строительства, таких как BIM-проектировщик и специалист по проектному финансированию. Еще 46% смогли ответить на вопросы лишь с помощью подсказок. «Для решения проблемы кадрового голода институт развития предлагает пересмотреть подход в работе службы управления персоналом девелоперов, увеличив для этого охват сотрудников, имеющих высокий производственный и интеллектуальный потенциал, готовых быстро подниматься по карьерной лестнице и профессионально развиваться, не ограничивая свое образование лишь строительными вузами. Использовать вовлекающие форматы коммуникации – мини-обучение на этапе знакомства с компанией и данные иммерсионного центра оценки. Отдельная задача – повысить престиж строительной отрасли за счет объединения усилий девелоперов, демонстрируя соискателям различные карьерные перспективы с описанием особенностей и преимуществ в работе, с целью формирования устойчивого интереса к отрасли и притока кандидатов из других сфер», – пояснила Олимпиада Окунева.