Кинотеатр «Художественный» готовится отметить свое 115-летие - Московская перспектива
Кинотеатр «Художественный» готовится отметить свое 115-летие

Кинотеатр «Художественный» готовится отметить свое 115-летие

Кинотеатр «Художественный» готовится отметить свое 115-летие
Кинотеатр «Художественный» готовится отметить свое 115-летие
Зданию на Арбатской площади было суждено стать первым городским объектом, специально построенным для демонстрации кино. До «Художественного» под синематографы выделялись уже существующие помещения.

Здание «Художественного» построили по заказу Варваринского акционерного общества домовладельцев, но первым его владельцем стал Роберт Альберт Брокш. Проект для Брокша разработал архитектор Николай Благовещенский. По его замыслу, кинотеатр был увенчан большим куполом, вход украшали колонны и статуи, в фойе располагался светящийся фонтан. Зрительный зал был небольшим: в нем помещалось около 400 человек.

Первый сеанс предприимчивый хозяин организовал на следующий день после открытия синематографа. Зрителям продемонстрировали французскую мелодраму «Жоржетта», ставшую счастливым стартом для работы кинотеатра на целое столетие вперед. Хотя через четыре года Брокш продал его предпринимателю Александру Ханжонкову, которого впоследствии назовут пионером отечественного кинематографа.

Ханжонков подошел к делу масштабно. Решено было перестроить объект, изменить внешний вид, максимально придать фасадам классические, даже античные черты. Так и случилось. Но главной целью предпринимателя было увеличение числа зрительских мест – до 1,5 тысячи. Проект реконструкции выполнил Федор Шехтель. Изменено было и название: определение «Художественный», пришедшее на смену «Электротеатру Брокша», давало понять, что объект из категории легкомысленных перешел в разряд настоящих храмов культуры.

Неоднократная смена фасада, естественное старение не помешали зданию долгие годы оставаться формообразующим для всей Арбатской площади. И это при том, что простой и гладкой его история не была. В центре города в период революционных событий шли бои, в годы Великой Отечественной войны в здание, расположенное по соседству, попал и разорвался мощный снаряд. Да и само посещение кинотеатра сотнями людей не могло не отразиться на его техническом состоянии.
В 2019 году московские власти приняли решение о реставрации кинотеатра по чертежам Шехтеля. Специалистам было важно не только воспроизвести его идеи, но и сделать все для того, чтобы объект можно было оснастить самой современной кинотехникой. Финансировались работы за счет бизнеса.

«Совместить историю с современностью и возродить объект к жизни – это, конечно, дорогого стоит.
В Москве мы за счет бюджета города, федеральных ведомств проводим огромные реставрационные работы, одни из самых масштабных в мире. Я очень благодарен людям, которые вкладывают свои ресурсы, деньги, возможности для того, чтобы помочь возродить историю и культурное наследие нашей страны и Москвы», – комментировал в 2020 году участие инвесторов в этом проекте мэр Сергей Собянин.

В итоге реставрация была проведена ввсего за год и два месяца. Работы велись круглосуточно. Все началось с проведения противоаварийных работ: в первые месяцы специалисты очистили и укрепили фасады, отремонтировали крышу объекта. При этом удалось сохранить две подлинные кровельные фермы и «родные» опоры здания. 

Интересным решением стало и то, что связано с фасадом. После реставрации фасад здания отражает самые модные технологические тренды: серая стена исторического цвета время от времени оживает, превращаясь в монитор и транслируя рекламу предстоящих сеансов. Сейчас в «Художественном» открыли четыре зала: большой на 474 места, два на 47 и камерный на 21 место. В каждом зале установлены высококонтрастные лазерные кинопроекторы, которые обеспечивают максимальную яркость и передают цвета без искажения, а экран при этом не отсвечивает и не бликует. Аналогичным оборудованием могут похвастать всего 17 кинозалов в мире. Есть в нем также проектор, позволяющий показывать фильмы с 35-миллиметровой пленки. В «Художественном» используется аудиосистема Dolby Atmos. Она продумана с учетом всех архитектурных особенностей здания. Для сложной конфигурации главного зала, объединяющей партер, балкон и зону под ним, было разработано особое решение, которое позволит сделать звук одинаково качественным во всех точках помещения. Интерьеры фойе разрабатывались с учетом многофункциональности помещений, часть из них оформлена в восточном стиле.

Теги: #