Комфорт, управление, коммуникации - Московская перспектива

Комфорт, управление, коммуникации

Комфорт, управление, коммуникации
Комфорт, управление, коммуникации
Интеллектуальные технологии позволяют ставить и решать разные задачи

Инновационные технологии, внедряющиеся в частную жизнь каждого человека, меняют и российские города. Эффективность этих процессов в каждом регионе своя, но то, что процесс не ограничивается какой-то одной сферой, совершенно очевидно. В связи с этим в задачи структур, занимающихся технологиями умного города, входит целый комплекс решений – по выработке стандартов, систематизации технологий и всего того, что позволяет решать вопросы комплексного повышения эффективности городской инфраструктуры. Об этом корреспонденту «МП» рассказал заместитель министра строительства РФ Максим Егоров.

Максим Борисович, не так давно Минстрой РФ утвердил стандарт умного города. Как бы вы определили, что подпадает под это понятие?

– Сегодня в мире нет единого понятия о том, что такое умный город. Однако многие города стремятся получить именно такое звание. Совместно с ведущими российскими экспертами в области цифровизации Минстрой России, основываясь на опыте других стран, разработал проект цифровой трансформации и автоматизации процессов, а также комплексного повышения эффективности городской инфраструктуры «Умный город». Он реализуется в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика», став еще одной ступенью на пути к обеспечению россиян комфортной средой для жизни.

Стандарт предлагает набор мероприятий, выполнение которых необходимо для цифровизации городского хозяйства городов России.

В помощь регионам и муниципалитетам для успешной реализации стандарта умного города Минстрой России сформировал открытую базу технологий и разработок. Он включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, умное ЖКХ, инновации для городской среды, умный городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

Первым шагом станет внедрение цифровых платформ и сервисов по вовлечению горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году.

При этом, безусловно, умный город или умный регион не ограничиваются мероприятиями стандарта. Пилотные города проекта планируют внедрять гораздо более широкий набор мероприятий, который затрагивает также образование и медицину. В зависимости от специфики города уделяется больше внимание той или иной отрасли. Например, туризму или коммунальному хозяйству.

Стоит отметить, что стандарт «Умный город» при необходимости будет совершенствоваться и дополняться новыми мероприятиями, нацеленными исключительно на достижение высоких показателей реализации проекта.

В 2019 году 62 региона субъекта РФ утвердили паспорта проекта «Умный город». Это связано только со сферой ЖКХ или со строительством тоже? В чем заключается смысл паспортов?

– Перед регионами страны поставлена задача – утвердить паспорта проекта «Умный город» в текущем году. Такие паспорта представляют собой базовый проектный документ, согласно которому региональные команды берут на себя обязательства по исполнению всех предусмотренных мероприятий. В частности, речь идет и о комплексном подходе к модернизации городского хозяйства, в том числе цифровизации ЖКХ и вовлечении горожан в вопросы городского развития.

В сегодняшней практике какие технологии умного города уже внедряются в регионах? Какое место в этом процессе занимает Москва?

– Проект «Умный город» охватывает 177 городов России с численностью населения свыше 100 тысяч человек и административные центры субъектов. Часть этих городов выступили пилотами проекта, а также еще ряд городов с небольшим количеством жителей.

При разработке локальных проектов цифровизации городских территорий с учетом местных особенностей регионам, конечно, следует обратить внимание на те проекты, которые уже реализованы и успешно сегодня работают в Москве. Многое из уникальных решений и разработок вполне возможно адаптировать к реалиям других городов страны.

Это касается прежде всего опыта Москвы по вовлечению граждан в решение городских вопросов и получения обратной связи. Эффективно работают такие сервисы по взаимодействию с жителями, как «Активный гражданин», «Наш дом», «Госуслуги Москвы» и другие.

Также в Москве хорошо цифровизирована система общественного транспорта – благодаря приложению на гаджете можно рассчитать время выхода, ожидания или время на дорогу. Активно применяется шеринг автомобилей, велосипедов и самокатов. Все это делает проживание в городе более комфортным.

Большой опыт в реализации мероприятий по цифровизации городского хозяйства уже накоплен и у Московской области, где создан центр управления регионом, сформирована информационная система обеспечения градостроительной деятельности.

На территории городов-участников также внедряются решения в области цифровизации уличного освещения. Так, в Соликамске Пермского края произведена замена 3,7 тыс. уличных светильников, создана новая система учета потребления электроэнергии и управления наружным освещением города, на основе 10 базовых станций развернута беспроводная сеть для передачи данных, а также установлен ветрогенератор для обеспечения электроэнергией удаленного отрезка системы уличного освещения. Главной особенностью этого проекта является то, что он реализован без использования бюджетных средств. Согласно энергосервисному контракту, выполненному подрядчиком за два месяца, после реализации проекта объем потребления электроэнергии сократится на 65%.

В Южно-Сахалинске завершен проект «Единая карта школьника», создана единая дежурная диспетчерская служба города, внедрена система автоматической фиксации парковки на газонах. Кроме того, в городе работает информационная система, контролирующая качество работы теплоснабжающего комплекса. Учитывая климатические особенности региона, в зоне особого внимания местных властей – вопрос о возможности внедрения автоматизированной системы контроля за объемами снежного покрова.

Для обмена этим опытом Минстрой России совместно с правительством Москвы запланировал проведение регионального дня по вопросам проекта «Умный город», в котором на московской площадке смогут принять участие представители других субъектов страны. Встреча позволит профильным специалистам обменяться опытом, перенять лучшие идеи и практики, используемые в столице России. Ранее аналогичное мероприятие уже проводилось на площадке Московской области и было очень востребовано представителями регионов.

Правильным ли будет представление, что технологии умного города сегодня внедряет и государство, и частный застройщик, если он строит много и заинтересован в успешной реализации жилья? Кто в этом процессе более успешен?

– Технологии умного города – это средства достижения общей цели: изменение качества жизни в российских городах и борьба за человеческий капитал. Фактически цель проекта «Умный город» не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, а, скорее, в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры. Это требует максимального включения региональной и муниципальной власти, отчасти даже переосмысления подходов к управлению и восприятию города и региона как единого организма. Активно используют цифровые технологии и представители бизнеса – не только застройщики, но и ресурсоснабжающие организации, предприятия дорожного сектора, предприятия, работающие в сфере обращения с отходами и так далее.

Если отдельные технологии умного города способствуют налаживанию связей между властью и населением, то как это реализуется и какие регионы вы могли бы выделить в этой связи?

– В числе приоритетных задач на этот и следующий годы – максимально эффективно наладить диалог власти с жителями. Причем это касается не только проекта «Умный город», но и других проектов Минстроя России. С этой целью регионы должны создать специальные цифровые платформы вовлечения граждан в процессы принятия решений по развитию городов. Это позволит определить болевые точки, которые волнуют горожан, и направить ресурсы в первую очередь на их решение. Еще одна важная особенность таких сервисов – дать возможность людям голосовать в онлайн-режиме с компьютера и других цифровых гаджетов за объекты благоустройства, их наполнение и внешний вид. Такие сервисы уже работают в Москве и Московской области, Пермском крае, Республике Саха (Якутия), Мурманской, Ярославской областях и других регионах.