Красивые или очень красивые

Открывшиеся станции метро демонстрируют, как они разнообразны с точки зрения идей, стиля, образов и понимания идентичности места, а следовательно, в применении материалов, оборудования и цветовых решений могут быть дизайнерские подходы при строительстве метро. «Университет Дружбы Народов» в соответствии со своим названием провозглашает идею единения народов мира, что связано с расположением станции вблизи известного Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН). Главными акцентами в ее интерьерах стали 50-метровые мозаичные панно, изготовленные из нескольких тысяч элементов художественного стекла.
Мозаичный декор – не новый, а вполне традиционный архитектурный прием, особенно характерный для начала строительства столичной подземки. Однако интерьер станции «Университет Дружбы Народов» выполнен в современной стилистике. Небольшие элементы панно насыщенной расцветки напоминают пиксели цифровых изображений, складывающихся в узнаваемые силуэты и символы крупнейших городов мира. В названии станции «Тютчевская» запечатлено имя русского поэта, чья фамильная усадьба когда-то находилась в этих местах. Стекло и металл в оформлении колонн и панели с нанесенными на них строками из стихов Федора Ивановича на платформенных стенах – два главных элемента декоративного оформления станции. Оба элемента прекрасно отражают идею стройности и строгости его поэтической манеры.
Станция, посвященная герою Великой Отечественной войны генералу Тюленеву и названная его именем, облицована панелями в оранжевых тонах с нанесенными на них косыми диагональными линиями. Несмотря на яркость, интерьер выглядит строго.
Главным оформительским акцентом кассового зала стало декоративное монохромное панно с портретом героя. «Новаторская» отдает дань модному стилю техно. В ней тоже много металла, но благодаря цветовому решению много экспрессии. Потолок «Новаторской» создан с помощью разноформатных панелей из триплекса трех оттенков оранжевого. Видимо, яркость стала судьбоносной для «Новаторской»: по итогам конкурса на лучшую станцию открывшегося участка Троицкой линии она вышла победителем, обойдя даже «Университет Дружбы Народов».
Эффект внезапного погружения в новую эстетику, образы и культурно-исторические сферы – это то, что переживает сегодня любой пассажир столичной подземки. Аналогичные ощущения можно получить на маршруте открывшейся в 2022 году Большой кольцевой линии и на более поздних станциях салатовой ветки, например, «Яхромской» или «Физтехе». Многочисленные городские порталы стали для горожан площадками для дискуссий на эстетические темы. Жители столицы принимали участие в голосованиях на лучший дизайн-проект и транслировали свое мнение на эту тему. После запуска «Яхромской» москвичка Ольга К. записала в своем блоге: «Помимо того что эта станция метро ближе к моему дому и удобно расположена, я к тому же испытала невероятное эстетическое наслаждение, оказавшись в вестибюле станции: выбранные материалы, использованные в отделке, невероятное чувство меры и художественного вкуса авторов, которые с невероятной точностью передали дух того времени, вызывают огромное уважение. Спасибо всем, кто принимал участие в строительстве и отделке станции».
В ходе строительства основную идею оформления «Яхромской» в Градостроительном комплексе Москвы прокомментировали так: «В интерьере платформенной части станции использованы ярко-красные тона в виде асимметричных линий, нанесенных на белый фон стен и потолка. Алюминиевые панели путевой стены украшает нанесенное методом сублимации (непрямой печати) художественное панно, посвященное празднованию 800-летия Москвы в 1947 году. Композиция площадью 815 квадратных метров развернута на всю длину платформы. Автором панно является народный художник России Александр Рукавишников. Противоположная путевая стена выполнена в красном цвете». Тема 800-летия столицы в этом случае понятна. Одна из крупных улиц этого района посвящена этому юбилейному событию в истории Москвы. Отсюда и архитектурные символы столицы, доминирующие в интерьерах «Яхромской». Ромбические элементы потолка со встроенными светильниками повторяют декор куполов-«луковиц» храма Василия Блаженного. Красный, как известно, на Руси является синонимом красивого. На это и опирался художник, сделав этот цвет доминирующим в оформлении.
Дизайнерские решения БКЛ разнообразны. Есть минималистичные, например, «Терехово». Есть пышно и разноцветно декорированные – «Электрозаводская» или «Авиамоторная». А обсуждения на тему «моя любимая станция» периодически подпитываются за счет открытия все новых и новых объектов метрополитена. Станции советского периода из игры не выбывают. Любители советского стиля не скрывают своего неравнодушия к «Маяковской», платформенный зал которой украшен мозаиками Александра Дейнеки. Гости из Китая периодически «залипают» перед изображениями вождя мирового пролетариата В.И. Ленина, а их в столичной подземке почти десяток. Почитатели парижского ар-нуво с удовольствием оценивают работу художника Ивана Лубенникова, оформлявшего станцию «Славянский бульвар» по просьбе руководителя Московского метрополитена Дмитрия Гаева, любившего этот архитектурный стиль. Утонченные эстеты говорят о необыкновенном облике «Кропоткинской», пространство которой напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке. Общепризнанно красивыми считаются многоцветные витражи на «Новослободской», которые делали в специальных мастерских в Риге. Именно в Латвии витражами занимались мастера, которые раньше создавали шедевры для католических храмов.
Отстаивать свои пристрастия довольно сложно. Ведь аргументы приверженцев той или иной станции бывают неоспоримыми. Например, на платформенном зале «Кропоткинской» прошло уже не одно выступление профессиональных музыкальных коллективов столицы. На «Маяковской» в последнее время можно официально пожениться, а ведь в случайных местах и браки не заключают, и оркестры не выступают. В декорациях метро идут съемки художественных и документальных фильмов. Число таких площадок усилиями городских властей и метростроителей не уменьшается, а, наоборот, растет, создавая почву для новых художественных пристрастий и дискуссий.