Сам себе лифтер: с какими проблемами в сфере плановой замены лифтов столкнулась Москва в новых реалиях

Сам себе лифтер: с какими проблемами в сфере плановой замены лифтов столкнулась Москва в новых реалиях

Сам себе лифтер: с какими проблемами в сфере плановой замены лифтов столкнулась Москва в новых реалиях
Сам себе лифтер: с какими проблемами в сфере плановой замены лифтов столкнулась Москва в новых реалиях
Продолжаем серию материалов об импортозамещении в строительстве и других смежных сферах. Поговорим об обслуживании и плановой замене лифтов. Этой части коммунального хозяйства всегда придавали большое значение. Ведь исправно работающий качественный лифт - это не только бытовое удобство, но и безопасность. Несмотря на многочисленные заявления об активном импортозамещении и даже реальные шаги в этом направлении, до полного суверенитета отрасли ещё далеко.
Недоимпортозаместили
На проблему нехватки российских комплектующих для лифтовой отрасли накануне на Московском урбанистическом форуме обратил внимание заместитель генерального директора по заводским операциям АО "Мослифт" Николай Баранов: "В перечень импортных комплектующих для лифтового оборудования, которые пока не удалось заместить российскими аналогами, вошли безредукторная лебедка, пост ревизии, частотный преобразователь, табло TFT и кнопки приказа и вызова". Представитель "Мослифта" уточнил, что в 2023 году компания перешла на фотобарьеры и грузовзвесы, изготовленные в России, а также внедрила комплект дверей шахты собственного производства вместо используемого ранее китайского. "Привод двери кабины сейчас находится на испытаниях, с сентября перейдем на собственное производство. Пока своих безредукторных лебедок у нас нет, это общая история для всех регионов. Наши российские производители пока не способны конкурировать с китайскими ценами. Частотные преобразователи для лифтов в России тоже пока не производят, поэтому покупаем из-за рубежа", - пояснил Баранов. Довольно искренняя позиция представителя компании, которая обслуживает каждый второй лифт столицы (всего более 80 000 лифтов).

Также Николай Баранов отметил, что в отношении кнопок приказа и вызова "Мослифт" не устраивает дизайн, предлагаемый российскими производителями, также они не отвечают требованиям по количеству нажатий. Также пока не удалось заместить пост ревизии, который обеспечивает управление движением кабины лифта вверх и вниз. "К тому же мы даем гарантию на лифт пять лет, и пока не все наши поставщики готовы тоже ее предоставить, хотя уже порядка 70% поставщиков заключили договоры именно с таким гарантийным сроком", - добавил Баранов. Что касается экранов, то собственное производство TFT-дисплеев, на которых отображается нумерация этажей, компания планирует запустить уже в сентябре текущего года, используя российские платы и программное обеспечение. Правда, сами экраны будут привозиться из Китая - в России подобных не производят.

Ранее в "Мослифте" заявляли, что в 2023 году начали выпуск комплектующих для лифтов собственного производства. Инженеры компании разработали вводное устройство для подъемников, которое полностью заменило импортные аналоги. Это оборудование позволяет снимать напряжение со всех электрических цепей лифта, не отключая при этом освещение шахты и кабины, машинного и блочного помещений, систему вызова обслуживающего персонала, связь и вентиляцию. Еще один важный шаг — запуск собственного производства рекуператоров электроэнергии на суперконденсаторах (используются для экономии электричества).

Очевидно, что полного импортозамещения пока не произошло и для достижения этой цели предстоит еще много работы. При этом активности по замене лифтов в Москве идут полным ходом. Так что же мы получаем в своих домах?
shutterstock_383849992.jpg

Проблемы плановой замены

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова, в 2023 году в столице планируют заменить более 3200 лифтов, - сообщает mos.ru. Работы пройдут в рамках региональной программы капитального ремонта. «Масштабная программа обновления лифтового хозяйства была разработана и утверждена по поручению Мэра Москвы, за все время ее реализации в многоквартирных жилых домах заменили более 41,3 тысячи лифтов. В этом году обновим в общей сложности свыше трех тысяч лифтов, больше всего — в Южном (519), Юго-Западном (511) и Юго-Восточном (397) административных округах. Конкурсные процедуры для определения исполнителей уже проведены, работы начались», - отмечал Петр Бирюков начале 2023 года. В пресс-службе фонда капремонта Москвы рассказали, что почти во всех домах, где заменяют лифты, поменяют и оборудование шахты: лебедки, противовесы и ограничители скорости подъемников. Полная замена оборудования позволяет предотвратить образование порожков при остановке лифтовой кабины на этаже, она останавливается на одном уровне с полом этажа.
 
О проблемах, с которыми сталкивается лифтовая отрасль в условиях санкций и вынужденного импортозамещения рассказал вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. По словам эксперта, лучше всего дела обстоят с заменой лифтов в домах старого жилого фонда. Там чаще всего установлены лифты российского производства. Однако и здесь есть проблемы. Из-за санкций и удорожания металла, а также скачков курсов валют, цены даже на российскую продукцию поднялись на 30-40%. Из-за отсутствия некоторых российских комплектующих, есть проблема со сроками. "Сроки ремонта и замены лифтов в жилом фонде сейчас увеличились, поскольку порой приходится искать импортные комплектующие, - пояснил Захаров. - Далеко не всё производит наша отраслевая промышленность. Например, до сих пор нет хороших отечественных лебёдок и частотных преобразователей”.

При этом в более новых домах и в нежилых зданиях ситуация сложнее. Как пояснил Захаров, там было установлено много зарубежных лифтов. Причем до 2010-х годов нередко монтировали лифты малоизвестных производителей, например, из Болгарии и Румынии. При ремонте таких устройств неизбежны проблемы, которые в условиях санкций ещё усложнились.
"В целом отмечу негативную тенденцию - заметное уменьшение сроков эксплуатации лифтов производителями, - продолжил Захаров. - То есть сейчас нужно чаще менять лифтовую технику, чем 10-15 лет назад. Вряд ли это произошло по объективным причинам. Лифт изобрели не вчера. За десятилетия его существования технологии и материалы стали только лучше. Реальных причин для снижения сроков эксплуатации я не вижу".

Что касается лифтов иностранного производства, то по словам Алексея Захарова, в их обслуживании помогает параллельный импорт. Разумеется, при увеличении сроков поставок и повышении цен. По такой же схеме работают сменившие вывеску иностранные производители. Например, Meteor Lift - бывший Otis. Например, в доме, где живет один из сотрудников "Московской перспективы", старый лифт меняют на модель Meteor Classic - до санкций он назывался OTIS 2000P. Модель действительно получилась удачной и хорошо зарекомендовала с себя с точки зрения неприхотливости и удобства ремонта. При этом все больше становится продукции производства Китая и Турции. По данным эксперта, за последние полтора года её доля на российском рынке выросла в два раза - с 3 до 6%. 

Захаров также добавил, что существует проблема с отсутствием российских лифтов для высоток, большие проблемы со скоростными машинами. Ехать с 1 по 50-ый этаж несколько минут - удовольствие ниже среднего. Пока же отечественная лифтовая промышленность освоила производство лифтов со скоростью до 2-4 метров в секунду.

243423.jpg
Кабина лифта Meteor Classic. Источник: meteor.ru

Болевые точки на местах

Аналитика Алексея Захарова подтверждается комментариями представителей управляющих компаний, которых мы опросили. "Как минимум часть производителей лифтов локализованы в Китае (например, Kone), поэтому они сами и запчасти к ним по-прежнему продолжают поставляться в Россию, - рассказал Алексей Борисюк, управляющий директор Becar Facility Management. В то же время из-за падения курса рубля они стали существенно дороже. А из-за изменения логистических цепочек сильно вырос срок их доставки. Но лифты есть, а глобальных проблем с установкой и обслуживанием нет. При этом важно понимать, что у отечественных лифтов есть ограничения по высотности, поэтому на современные высотные объекты устанавливать их нельзя".

Как рассказала руководитель отдела маркетинга группы “Комфорт”, в которую входит одноимённая управляющая компания, Анна Сахарова, все детали для лифтов приходится искать с помощью параллельного импорта. "В нашем управлении много домов бизнес-класса. Жители привыкли к качеству зарубежных лифтов и не хотят от них отказываться. Пока эти устройства работают. Комплектующие для замены находятся в третьих странах, хоть и по высоким ценам. Что будет когда придет время заменять эти лифты, гадать не берусь, ведь обстановка непредсказуема".

О том, с какими проблемами сталкиваются при замене и ремонте лифтов коммунальщики и жители старого фонда столицы, что называется на местах, мы поговорили с представителями одной из районных управ и муниципальным депутатом. "
В целом, ситуация с заменой лифтов стабильная, - отметил сотрудник отдела ЖКХ района Котловка. - В домах нашего района лифты в основном отечественного производства. Например, Щербинского завода. При этом цены даже на их продукцию выросли, а сроки поставок комплектующих и лифтов не всегда быстрые. Есть проблема с малогабаритными лифтами. Многие жители жалуются, что в них нельзя провозить сколько-нибудь крупные грузы. Хотя, некоторые пытаются, что приводит к поломкам и постоянным простоям лифтового хозяйства".

В то же время депутат муниципального округа Чертаново Южное, которая принимает участие в работе комиссий по приёмке работ по замене лифтового оборудования, отметила, что серьёзных проблем в этом отношении нет, хотя "бывает всякое". Например, сроки замены лифтов установлены на отметке 45 дней. По факту же заменить лифт в установленный срок удается лишь в 10% случаев, чаще всего жители дома ходят пешком от 3 до 6 месяцев, что жутко неудобно. Но за это время хотя бы выявляются и устраняются все неполадки, возникшие при при установке лифтов. Также есть проблема с узкими дверьми из-за малогабаритных устаревших шахт. Помимо невозможности перевозить грузы, такие лифты создают препятствие для перемещения инвалидов или детских колясок. "Жители с инвалидностью жалуются, что им приходится буквально заползать в лифт, а коляску складывать, - говорит муниципальный депутат. - Мало того, что это тяжело, так ещё и унизительно".
shutterstock_1448467451.jpg

Слово производителю

Ситуацию на рынке лифтового оборудования нам прокомментировали в пресс-службе компании METEOR Lift. Оценка получилась довольно оптимистичной: "
После ухода западных производителей компании удалось оперативно справиться с разрывом логистических цепочек. Сейчас уровень локализации производства подъемного оборудования составляет 90% (по отдельным продуктам). К примеру, сталь для изготовления силовых элементов каркаса кабин и лебедочных рам, которую мы ранее получали из Европы, теперь производится Новолипецким металлургическим комбинатом. Платы с микропроцессором, которые ранее экспортировались из Германии, теперь тоже поставляет российская компания. Мы имеем самую разветвленную сервисную сеть в России по оказанию услуг монтажа и технического обслуживания оборудования, а также две производственные площадки – лифтостроительный завод в городе Санкт-Петербург и площадку по изготовлению лебёдок в городе Щербинка. В подразделениях компании работают более 2000 сотрудников.

В рамках проектов по импортозамещению компания METEOR Lift в ближайшее время перейдет на поставки российских производителей алюминия. Компания заключила соглашение с Алюминиевой Ассоциацией на поставку алюминиевых компонентов конструкции лифта, без которых невозможно его полноценное и безопасное функционирование. 
Помимо этого, в рамках соглашения с ФГУП «НАМИ» мы уже презентовали первую концепцию инновационного премиального дизайна кабины лифта на ПМЭФ-2023. Дизайн проект интерьеров кабин получил ряд уникальных узнаваемых деталей, благодаря которым лифты компании эстетически отличаются от кабин других производителей. 

METEOR Lift имеет самые широкие возможности для поставок оригинальных запчастей. За 2022 год были найдены новые контрагенты, новые каналы поставок. На складе компании представлена широкая номенклатура запчастей - 6 000 артикулов. Кроме того, поставка оригинальных компонентов и запасных частей предусмотрена договором по покупке всех активов Otis Elevator Company в России холдингом S8 Capital.
shutterstock_1979883002.jpg

В наших планах довести локализацию производства до 100%. Для этого создан научно-производственный центр, который занимается созданием новых видов продукции, - НПП «Метеор Лифт»
Также среди ближайших задач - увеличение производственных мощностей нашего завода в Санкт-Петербурге с 10 тыс. до 15 тыс. лифтов в год. В рамках проекта по модернизации завода мы подписали соглашение о сотрудничестве с Правительством Санкт-Петербурга на ПМЭФ 2023. Общий объём инвестиций METEOR Lift в проект составит порядка ₽500 млн. В результате модернизации на заводе появятся две высокотехнологичные производственные линии, на которых будет освоен выпуск новых видов продукции, в том числе, дверей для премиальных и высокоскоростных моделей лифтов. Планируем реализовать этот проект в течение двух лет."

В следующих публикациях по теме мы представим истории жителей разных районов столицы и их опыт использования новых и замененных в рамках программы капремонта лифтов. [МП]