Люди не должны ехать в центр, чтобы отдохнуть - Московская перспектива
Люди не должны ехать в центр, чтобы отдохнуть

Люди не должны ехать в центр, чтобы отдохнуть

Люди не должны ехать в центр, чтобы отдохнуть
Люди не должны ехать в центр, чтобы отдохнуть
Деятельность Брусники охватывает все важные этапы – это проектирование, строительство и постпродажное обслуживание своих домов. Сегодня девелопер строит современное и комфортное жилье в крупных городах Урала и Сибири, Москве и Московской области. Ежегодно новоселы въезжают в 7 тысяч «брусничных» квартир. О процессе и результатах деятельности компании рассказал Евгений Арапов, директор Брусники в Москве и Московской области.

 [МП] Евгений, как бы вы определили свои основные концептуальные подходы к строительству?

– Их четыре. Первый — разнообразие. Морфотипов, архитектуры, функций, ландшафта, планировок, дизайна, общественных пространств, сценариев. Сегодня ключевой капитал городов — человеческий потенциал. Высококвалифицированный специалист несовместим со скукой и монотонностью.

Второй принцип – плотность. Мы трактуем этот термин достаточно широко. Он касается и застройки, и озеленения, и функций, и коммуникаций. Не так давно практически на каждом урбанистическом форуме говорили про концепцию 15-минутного города. Но этот подход уже устарел, покупателям нужен город пятиминутный, а с выходом на рынок людей, рожденных в 2000-е, этот тренд будет только усиливаться.

Третий принцип – связность. Речь о связности внутри застройки, об интеграции новых кварталов и районов в окружающий контекст, о внимательном отношении к идентичности и истории места и о взаимодействии соседей.

Четвертый  принцип – опережающее развитие инфраструктуры. В нашем новом стандарте школа, детский сад и поликлиника или их проект должны появляться в первой очереди строительства.
12_2.jpg

[МП] Какие новые технологии вы применяете при возведении жилых кварталов?

– Отбирая кандидатов, мы всегда проводим интервью по компетенциям, задаем профессиональные вопросы. В число испытаний на ключевые позиции входит решение кейсов и тестов. После приема на работу мы периодически проводим оценку компетенций. По ее результатам формируем отчет, обратную связь, а затем составляем индивидуальный план развития. Одна из ключевых компетенций в девелоперской компании – насмотренность. Для обмена лучшими практиками мы организуем поездки работников по России и за границу. Регулярно проводим профессиональные слеты и стратегические сессии, в которых участвуют команды из разных регионов нашего присутствия. Люди Брусники (так мы называем своих сотрудников) могут за счет компании повысить квалификацию, получить необходимую аккредитацию, посетить выставку или форум.

[МП] Какие новые технологии вы применяете при возведении жилых кварталов?

– Брусника развивает внутренние научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области новых материалов, современных гибких производств, цифровых методов управления стройкой.

[МП] Считаете ли вы, что в задачу компании входит не только возведение качественных жилых зданий, но и создание вокруг них комфортной территории?

– На наш взгляд, здание – это не главное. Главное среда и ощущения, которые человек испытывает, приближаясь к своему дому. Здесь стоит говорить о трех ключевых элементах. Первое – инфраструктура. Социальная, коммерческая, рекреационная, коммуникативная. Чем более насыщенное пространство в радиусе 5–15 минут мы создадим, тем более конкурентным будет проект. Поэтому на первых этажах наших домов размещаем магазины, кафе, рестораны, спортивные и детские клубы, медицинские и соседские центры. В ряде проектов оставляем коммерческие помещения в собственности и, изучив заранее окружение, программируем их функции. В каждом проекте, вне зависимости от его масштаба, мы создаем общественное пространство или сеть. Люди не должны ехать в центр города, чтобы погулять, поработать или пообщаться с друзьями в сквере с фонтаном, чтобы выпить кофе на площади.

Второй элемент – озеленение. Мы считаем, что оно должно быть плотным, разноуровневым и учитывать все сезоны. Не должен квартал зимой превращаться в черно-белое пространство экзистенциального ужаса.

Третий элемент – локальный патриотизм, идентичность. К истории места мы всегда относились очень внимательно, интегрируем в пространство артефакты из прошлой жизни – портовые краны и причальную стенку, дубы и сосны, появившиеся на наших площадках несколько десятков лет назад. Мы вшиваем в среду новых районов бывшие производственные цеха, советские аллеи славы, памятники архитектуры и сетку улиц, сформировавшуюся в конце XIX века.

Да, мы переосмысливаем наследие, потому что считаем бессмысленным консервацию функций, которые были актуальными 100–150 лет назад. Музеефикации мы предпочитаем интеграцию памятников в новый контекст. Если этого не делать, город довольно быстро наполнится, может, и красивыми, но безжизненными зданиями. 

 [МП] В ваших проектах большое внимание уделяется эстетическому облику дома и дизайну окружающей среды. Почему вы считаете эти аспекты важными? Какие методы используете, чтобы добиться нужного эффекта?

– Манифест, который мы сформулировали для АРХ МОСКВЫ 2024 года, начинается так: «Красота без пользы – бессмысленна. Польза без красоты – мертва». Эта точка зрения располагается где-то посередине между корбюзианской машиной для жилья и нимейеровским принципом «красота – есть главная функция архитектуры».  Эстетика – не абсолют, но она много значит, вызывает эмоции, дарит удовольствие. На это, конечно, можно возразить, а как же инженерная красота идеально выверенного дома. Разве его «производственная» схема не доставляет радости? Доставляет, но несравнимо меньшему числу людей. И здесь снова можно вспомнить рожденных в 2000-е, которые привыкли к идеальному качеству и эстетике «айфонизированных» предметов. Они проецируют полученный опыт на другие отрасли и не понимают, почему квартира в новостройке за 10–15 млн рублей может выглядеть плохо.

С момента основания компании мы непрерывно анализируем собственный и чужой опыт, изучаем передовые практики, работаем с новаторскими архитектурными и инженерными бюро, собираем обратную связь с жителей. Мы много экспериментируем. В год выполняем несколько десятков крупных НИОКР. Все это позволяет нам эволюционно развивать продукт. Компетенции в области мастер-планирования, проектирования жилья, ландшафта, социальной и коммерческой инфраструктуры, дизайна интерьеров, разработки планировок мы консолидировали внутри компании. Всего в Бруснике сегодня работает около 500 архитекторов. 

12_1.jpg

[МП]Ваша компания обозначает устойчивость как свое основное конкурентное преимущество. Почему вы так считаете? Что устойчивость девелопера дает потребителю – только уверенность, что проект будет реализован, или есть другие преимущества?

– За последние 20 лет Россия пережила несколько кризисов. И каждый раз в сложный период мы наблюдаем одну и ту же картину: часть девелоперов пытается отвечать на сиюминутные потребности и начинает оптимизировать площади квартир, увеличивать скорость вывода лотов и снижать их стоимость в ущерб качеству. Но такая стратегия не обеспечивает долгосрочную устойчивость. Нам ближе другой подход. Он предполагает, что в периоды охлаждения нужно переосмысливать продукт. Такая парадигма позволяет строить конкурентоспособный бизнес, который не зависит от краткосрочных колебаний рынка.

[МП]В феврале НКР и АКРА определили ваш кредитный рейтинг как A-.ru со стабильным прогнозом. Что это значит?

– Значит, что пока нам достаточно успешно удается строить бизнес, не зависящий от краткосрочных колебаний рынка. 


Реклама. ООО «Брусника», ИНН 6671382990, Erid: LjN8KJE1C