Марат Хуснуллин: «Мы нашли золотую середину»

Марат Хуснуллин: «Мы нашли золотую середину»

Марат Хуснуллин: «Мы нашли золотую середину»
Марат Хуснуллин: «Мы нашли золотую середину» Фото: Марина Россинская
Архитектурные традиции московского метро продолжаются в облике новых станций

Московское метро — не только самый популярный вид столичного транспорта, многие его станции стали признанными шедеврами архитектуры. О том, как городские власти продолжают строительство метрополитена, сохраняя и развивая при этом славные традиции индивидуальной образности станций, какие из новостроек могут войти в топ современных памятников подземной архитектуры, нашему корреспонденту рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Марат Хуснуллин.

Марат Шакирзянович, последние восемь лет Москва бьет мировые рекорды по темпам и объемам строительства метро. Впрочем, и в прошлом веке были времена, когда подземное пространство города активно осваивалось. Правда, далеко не все станции того периода могут похвастаться такой эстетикой, как те, что открываются в последние годы. Значит ли это, что город вернулся к традиции 1930-1950-х годов прошлого века строить не просто вестибюли, а подземные дворцы для народа?

— Цели возводить дворцы, стремиться к роскоши у нас нет. Есть стремление к тому, чтобы станции не были безликими, как те, что построены, скажем, в 1960-1970-х годах прошлого века. Тогда в Москве активно строили новые жилые микрорайоны, куда необходимо было привести как можно быстрее скоростной транспорт. Что, собственно, и произошло. Станции строили типовые — так и быстрее, и дешевле. Об эстетике речи не шло. Вот почему они получились однотипными, безликими, неинтересными. Впрочем, в других мегаполисах мира ситуация была аналогичная: посмотрите на большинство станций метро в том же Берлине или, скажем, Риме, Милане — с точки зрения архитектуры они малопривлекательные. Да и не только там. В некоторых городах мира до сих пор считается, что главное в метрополитене — исключительно удобство и навигация, а архитектура, как говорится, дело десятое. А если разобраться, то пассажиру важно не только быстро переместиться из одной точки города в другую, нырнув в подземку и быстренько из нее вынырнув, но и те же минуту-две подождать на платформе поезд, оглядываясь по сторонам. И как приятно, когда окружающее пространство радует глаз. Кроме того, когда станция имеет собственное лицо, ее не перепутаешь ни с какой другой. 

Поэтому мы считаем, что каждая станция столичного метро должна иметь свои отличительные черты, свою изюминку, быть узнаваемой, индивидуальной. Вот к этому и стремимся.

Это и есть дань традициям Московского метрополитена, поддержка художественно-архитектурного авторитета метростроения.

Но типовые проекты, как вы уже сказали, более быстрый и экономичный способ строительства. Принимая во внимание эстетику, архитектуру, не слишком ли большие расходы для городской казны следовать прежним традициям?

— Вовсе нет. Основной объем расходов идет на само строительство. Но строим мы сейчас дешевле, чем 10-20 лет назад. Потому что в 2010 году мэром было принято решение в конструктиве возводить станции по типовым проектам, что экономит не только ресурсы, но и сроки возведения объектов. Кроме того, мы внедрили технологии, которые сокращают и время строительства, и его стоимость. Зато получили возможность уделить внимание архитектурному облику станций. Типовые конструкции получают сегодня индивидуальные архитектурно-художественные решения. И что важно: уже несколько лет вопрос, каким быть облику каждой станции, решается на конкурсной основе.

Конкурсы на лучший дизайн-проект станций метро — это ноу-хау или тоже дань традициям?

— Практика проведения масштабных архитектурных конкурсов на лучший проект станций метро существовала еще в советское время. Первый такой конкурс стартовал в 1934 году — за год до открытия подземки, затем они стали традиционными. В творческих состязаниях участвовали ведущие зодчие страны, а реализованные проекты «дворцов для народа» навсегда золотыми буквами вписаны в историю Московского метрополитена как архитектурные шедевры. Это «Охотный Ряд» и «Динамо» Дмитрия Чечулина, «Кропоткинская» и «Маяковская» Алексея Душкина, «Комсомольская» Алексея Щусева, «Чистые пруды» Николая Колли, «Лубянка» Николая Ладовского и многие другие станции. Практика отбора проектов на основе конкурсов сохранялась до конца 1950-х годов прошлого века, потом она сошла на нет, в результате метро, перейдя на типовое оформление станций, стало прирастать безликими серыми братьями-близнецами, как в 1960-1980-е годы, о чем я уже говорил. И вот в 2014 году по инициативе мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина замечательная традиция проведения конкурсов на лучший дизайн-проект станций метро возродилась. Первый конкурс в современной истории метростроения определил облик сразу двух станций Калининско-Солнцевской линии — «Солнцево» и «Новопеределкино».

Насколько высоким был интерес архитекторов и дизайнеров к нововведению? Чьи проекты стали победителями и почему?

— Интерес был высочайший! Мы даже не ожидали такого всплеска внимания и желания архитекторов проявить свои творческие способности. Изначально конкурс был заявлен как всероссийский, но нам поступило столько заявок с интересными проектами от зарубежных бюро и отдельных архитекторов и дизайнеров, что мы решили повысить его статус до международного. Идея-лидер по оформлению станции «Солнцево» принадлежит российскому архитектурному бюро Nefa Architects, а для дизайна «Новопеределкино» использована концепция латвийских специалистов из United Riga Architects. Теперь москвичи и гости столицы могут воочию оценить, как задумки архитекторов воплощены в жизнь — первых пассажиров эти станции, расположенные на Калининско-Солнцевской ветке, приняли в конце августа нынешнего года.

На станции «Солнцево» вестибюли выполнены в виде дачных домиков с перфорированными застекленными отверстиями, пропускающими дневной свет. Это отсылка к 1930-м годам, когда Солнцево было обычным поселком с дачными домиками с двускатными крышами. Платформу освещают «солнечные брызги», которые возникают благодаря отражающим свойствам искусственных источников света. А основной идеей станции «Новопеределкино» стали традиционные московские архитектурные узоры. Главным украшением являются ажурные металлические панели со стеклом, рассеивающим свет. Внешний вид панелей отсылает к древнерусским сводам. Оригинальное освещение визуально расширяет пространство зала.

На Солнцевском радиусе недавно открылись и другие станции, которым наверняка есть чем похвастаться в плане особенностей дизайна. Они тоже войдут в копилку ярких современных архитектурных идей столичной подземки?

— Я в этом просто убежден. У каждой станции свои изюминки. Так, «Мичуринский проспект» — первая полуподземная станция московского метро. Эта особенность обусловлена перепадом рельефа местности и позволила запроектировать на части станции витражные проемы на всю высоту стены и создать смотровую площадку в виде панорамного балкона с видом на парк и реку. Эскалаторы установлены не с торцов, как обычно, а в центре платформы.

Архитектурная отделка станции метро «Озерная» выполнена в виде панно с изображениями водной тематики, что ассоциируется с расположенными поблизости Очаковскими прудами. «Говорово» в новой Москве построена в стиле хай-тек. Здесь в архитектурной отделке преобладают черные цвета, а освещение смонтировано в трех параллельных плоскостях с применением светильников типа тренд-контур, изготовленных по индивидуальному заказу.

На «Боровском шоссе» выбрали дорожную тематику — станцию украшают элементы дорожной разметки предупреждающих цветов, потолок с насечками имитирует мокрое асфальтовое покрытие шоссе, а светильники сконструированы в виде корпусов машин.

Стены «Рассказовки» в поселении Внуковское выполнены в виде рисунков с корешками книг известных авторов. Колонны напоминают шкаф-картотеку. На лицевой стороне картотечных ящиков нанесены QR-коды, по которым пассажиры смогут скачать понравившееся литературное произведение. Чем не оригинальное решение?

Какие еще конкурсы уже завершены и чем интересны проекты-победители?

— Завершились конкурсы на лучшее оформление первых двух станций Большой кольцевой линии (БКЛ) — «Нижние Мневники» и «Терехово». Оба проекта-победителя принадлежат российским архитектурным бюро. Главными объемными элементами концепции станции «Нижние Мневники» являются прямоугольные контробъекты. Таким образом, выстраивается сценарий пространственных взаимоотношений, который формирует присущую московскому метро атмосферу торжественности. А главной художественной доминантой станции «Терехово» являются абстрактные фигуры людей: человек предстает как главенствующая идея, несущий элемент государства и общества.

В прошлом году прошли конкурсы еще по трем станциям БКЛ — «Шереметьевской», «Ржевской» и «Стромынке». По итогам состязаний, в которых приняли участие сотни команд из многих стран, все три станции оформят по проектам российских архитектурных компаний. Автор дизайна «Шереметьевской» — бюро Ai Architects, «Ржевской» — Blank Architects, «Стромынки» — Map Architects. В основе дизайн-кода последней очень интересное решение — «техногенный лес», подчеркивающий локацию станции. Она, как известно, расположена по соседству с парком «Сокольники». Хочу особо подчеркнуть: необходимо было учитывать контекст района — это одно из важных требований конкурсов. Чтобы станцию можно было узнавать не только по названию, но и по внешнему облику, чтобы она выступала своеобразным навигатором по городу. Этому требованию соответствуют все дизайн-проекты новых станций.

Весной этого года в ходе международного конкурса определен дизайн еще двух станций БКЛ. Победителями стали две столичные архитектурные компании. Проект мастерской Za bor будет использован для «Нагатинского Затона», концепция бюро Archslon — для станции «Кленовый бульвар». Для образа станции «Нагатинский Затон» определяющим стало само название района. Отсюда и идея главного визуального акцента: крупных мозаичных панно с изображением рыб, обитающих в местных водоемах. Оформление станции «Кленовый бульвар» отсылает к архитектурным идеям дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском — надземном соседе станции.

Какие еще интересные с точки зрения архитектуры и дизайна новые проекты станций на других ветках метро вы могли бы отметить?

— Очень интересные решения воплощены на Некрасовской линии. Так, дизайн интерьера станции «Косино» напоминает о главных достопримечательностях района Косино-Ухтомский — озерах Белое, Черное и Святое. Собранный из треугольных элементов глянцевый потолок с перфорацией создает эффект мерцания воды. Дизайн «Улицы Дмитриевского» отсылает к художественному образу лунной дороги. Центральный потолок с отражающей поверхностью визуально расширяет пространство, колонны с подсветкой усиливают поэтичный архитектурный образ. Грамотное соотношение световых и цветовых характеристик, спокойная и теплая колористическая гамма создают образ космического спокойствия и умиротворения. Художественной темой станции «Лухмановская» стала река. Ее образ запечатлен на потолке, который выполнен из анодированных алюминиевых панелей. Колористические решения станции основаны на цветовой гамме заката. Основные поверхности природных оттенков — серого, коричневого и бежевого цветов. Поэтический образ выбран и для дизайна «Некрасовки». Тема лунной ночи в интерьере станции обыграна спокойными архитектурно-композиционными приемами в сочетании с монохромной цветовой гаммой из серого и белого цвета. Такая комбинация создает эффект спокойствия, гармонии и умиротворения. Цветовой акцент сделан на облицовке путевых стен, которые выполнены из металлокерамических панелей рубиново-красного цвета.

То есть, по сути, современный принцип сооружения станций — это сочетание старых традиций и нового подхода к типовым проектам?

— Именно так. Считаю, что мы нашли так называемую золотую середину. Конкурсы оказались в этом поиске хорошим подспорьем. Сотни представителей ведущих архитектурных и дизайн-бюро России и других стран мира конкурируют друг с другом за право воплотить в жизнь свои смелые и оригинальные решения в рамках современной концепции метростроения. Причем последнее слово остается за москвичами: именно они выбирают среди финалистов конкурсов лучшие проекты путем голосования на портале «Активный гражданин». Конкурсы позволили открыть много новых имен интересных дизайнеров-новаторов, способных в ограниченных рамках сложного подземного проекта создать архитектурные шедевры.