Мария Николаева, глава MAD Architects: «Любой кейс должен быть в чем-то вызовом для коллектива» - Московская перспектива

Мария Николаева, глава MAD Architects: «Любой кейс должен быть в чем-то вызовом для коллектива»

Мария Николаева, глава MAD Architects: «Любой кейс должен быть в чем-то вызовом для коллектива»
Мария Николаева, глава MAD Architects: «Любой кейс должен быть в чем-то вызовом для коллектива» Мария Николаева
Глава одного из ведущих архитектурных бюро в России - о вдохновении, творческом потенциале и нестареющей архитектуре

- Как бы вы могли описать архитектурный стиль, в котором работает ваше бюро?

- В контексте данного вопроса было бы скорее уместно говорить о подходе, чем о каком-то конкретном стиле. Все идеи и проекты бюро базируются на решении одной из главных задач архитектуры, которая подразумевает изменение жизни людей к лучшему. Наше кредо – разработка и реализация мотивирующих и комфортных пространств, одинаково удобных для работы и отдыха, общения или развития. Практический опыт должен на равных сочетаться с эстетическим.

офис компании Hikvision 2.jpgОфис компании Hikvision. Иллюстрация: MAD Architects

Любой проект вне зависимости от формата и масштаба, так или иначе, предполагает решение многоступенчатых задач, подчиненных созданию устойчивой синергии между интересами заказчика, города, жителей и всех категорий пользователей. Система эстетических ценностей, лежащая в фундаменте нашей деятельности, основана на бескомпромиссном подходе к работе. Мы не позволяем себе останавливаться на простых, но спорных решениях, развивая, перебирая и перерабатывая идеи до тех пор, пока не поймем, что одна из них является единственно верной и лучшей из всех возможных.

Проектные решения в бюро всегда основаны на сложной и многоступенчатой аналитической работе. Именно по этой причине интеллектуальный потенциал возможностей архитектора не менее важен, чем творческий и эмоциональный. Симбиоз данных качеств во многом и формирует стиль команды.

Офис продаж ЖК Небо 2.jpgОфис продаж ЖК «Небо». Иллюстрация: MAD Architects

- Вы много выступаете на международных форумах. Расскажите, пожалуйста, что российские архитекторы могут предложить международным игрокам?

- Прежде всего необходимо обратить внимание на крайне высокий уровень конкуренции на рынке архитектурных услуг в развитых странах. Сейчас около 10 ключевых брендов отрасли забирают 35%-40% совокупной выручки всей международной индустрии. В их числе такие гиганты, как Aedas, AECOM, HDR Architecture, IBI Group Inc., Nikken Sekkei, Gensler. Также важно понимать, что в разных частях света существуют свои устоявшиеся традиции, признанные школы, большие имена. Поэтому в архитектурном мире сегодня важно обладать набором уникальных качеств. Костяк современного архитектурного сообщества России сформировался и обрел профессиональный опыт в обстановке, в которой необходимо быстро реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, изменения бюджета и т.п. Российские специалисты способны работать одновременно очень быстро и эффективно даже в непростых условиях и сжатых сроках.

МФК в городе Вильнюс.jpgМногофункциональный комплекс в Вильнюсе. Иллюстрация: MAD Architects

- Как вы вообще оцениваете опыт работы с иностранцами? Насколько полезен и в чем именно он был для вас? В чем позитивные и негативные стороны работы с зарубежными заказниками?

- Любой опыт полезен так как обогащает профессиональное мировоззрение и помогает не «закостенеть». К тому же разные условия работы влияют на условный маршрут следования к конечной цели разработки проекта. Так, бизнес в России, как известно, долгое время был несколько «избалован» быстрыми деньгами. За рубежом сроки окупаемости проектов могут составлять порядка 15-ти, а иногда даже 20 лет, что считается вполне стандартным явлением. В России приемлемым для инвестора показателем является 8-10-летний цикл возврата вложенных средств. Более растянутые сроки воспринимаются как нежелательные или неприемлемые. В США и многих странах Европы на разработку проекта может отводиться около 10-12%, а порой и до 15% от совокупного бюджета проекта. На нашем рынке данный показатель в большинстве случаев колеблется в промежутке от 3% до 7%.

Работать с зарубежными заказчиками очень комфортно. Нам не приходится вести сложные дискуссии, отстаивая свои идеи, предложенные материалы и элементы, а сроки разработки проектов в целом более чем комфортны. При сотрудничестве с заказчиком из Европы с вами не будут спорить, а скорее окажут всестороннюю поддержу.

Редевелопмент бизнес-парка Фактория (2).jpgРедевелопмент бизнес-парка «Фактория». Иллюстрация: MAD Architects

- Чем важны архитектурные конкурсы и фестивали если они не приносят прямой выгоды и отнимают не мало времени и сил?

- Участие в архитектурных конкурсах — не единственный, но, пожалуй, наиболее, эффективный способ вывода бизнеса бюро на зарубежные рынки. Действительно, организация полноценного представительства только на одном крупном конкурсе может оттянуть на себя значительное количество сил, ресурсов, времени и денег. Однако результаты такой работы могут с лихвой перекрыть все возникшие издержки. Так, в рамках конкурсов, архитекторы получают возможность рассказать о своих кейсах, завести полезные деловые знакомства с заказчиками, коллегами и топовыми персонами рынка, получить приглашения на закрытые тендеры, другие конкуры и т.п.

Участие в подобных мероприятиях можно расценивать как полноценное бизнес-направление, которое необходимо развивать со всей ответственностью. В мире большой архитектуры отказ от профессиональных состязаний означает отказ от собственных амбиций. Даже в случае проигрыша, компания получает неповторимый опыт и действительно уникальные по своей пользе контакты.

Офис компании Эйка.jpgОфис компании Eika. Иллюстрация: MAD Architects

Также стоит отметить, что не менее важным для бизнеса является участие в премиях, фестивалях и выставках. Проекты и концепции, которые представлены здесь, способны привлечь необходимое внимание к их авторам, повысить узнаваемость бренда, сформировать в общественном сознании «почерк» бюро.

Участие в описанных выше мероприятиях часто происходит по схеме организации консорциума с архитектурными бюро из других стран. Совместные интернациональные проекты с привлечением специалистов разных школ крайне востребованы. Они характеризуются наличием нестандартных идей и игрой на контрастах.

Я настаиваю на том, что любому профессионалу нужно всегда иметь под рукой свежий и подробный календарь архитектурных событий с детальной программой, перечнем участников и т.д. Это значительно облегчает задачи по навигации в тенденциях и динамике индустрии, планировании своей деятельности. Порой для решения такой ответственной задачи даже можно выделить отдельную должность в штатном расписании.

МФК в городе Вильнюс 2.jpgМногофункциональный комплекс в Вильнюсе. Иллюстрация: MAD Architects

- Как вы считаете, должна ли архитектура перекликаться с окружающими ее строениями, чтобы не выделяться из общего контекста?

- Существует несколько романтизирующее профессию заблуждение о том, что создание архитектуры является исключительно актом чистого самовыражения. Однако нельзя забывать, что в первую очередь, разработка проекта базируется на решении поставленных перед архитектором конкретных задач. Они формируются заказчиком, пользователями, городом. В числе таких условий может быть как необходимость мягкой интеграции в городскую ткань, так и контрастное помещение нового объема в ландшафт. Так, например, спроектированный MAD Architects МФЦ в Вильнюсе расположен в историческом центре столицы Латвии и выступает в качестве важного элемента органичной структуры города.

Снимок экрана 2020-02-26 в 11.35.00.pngМногофункциональный комплекс в Вильнюсе. Иллюстрация: MAD Architects

Работу с данной концепцией мы начали с проведения детального анализа территории, который предполагал изучение визуальных осей, взаимосвязи доминант в застройке вокруг, особенностей пешеходного трафика, сильных и слабых сторон участка в целом.

Результатом данной работы стало формирование концепции создания новой городской площади с публичными пространствами на пересечении улиц V.Kudrikos и Gedeminas, интегрированной в комплекс нашего объекта на различных уровнях.

Мы превратили объем сооружения в новую «городскую скульптуру», чтобы закольцевать архитектурный ансамбль на пересечении дорог. Архитектура должна находить своих друзей, вызывать эмоции и одновременно создавать для горожан сценарии активного пользоваться всеми ее преимуществами и функциями.

Редевелопмент бизнес-парка Фактория.jpgРедевелопмент бизнес-парка «Фактория». Иллюстрация: MAD Architects

- В основном в вашем портфолио превалируют проекты интерьеров – будь то офисы компаний или частные апартаменты. Где архитекторы проще развернуться с творческой точки зрения – в таких небольших проектах или там, где речь идет о десятках и даже сотнях тысяч квадратных метров?

- Любой кейс должен быть в чем-то вызовом для коллектива вне зависимости от его размеров. Вполне логично, что человеку нужно постоянное и непрекращающееся развитие. Каждый день делать что-либо чуть лучше, быстрее или больше, чем ты был способен вчера – мотивирует совершенствоваться и переходить к новым формам. Мы стараемся придерживаться этого правила, берясь за различные проекты, переходя от простого к сложному. Мы продолжаем проектировать офисные интерьеры, каждый раз, осваивая все более сложные и многогранные заказы, но одновременно ищем новые задачи, которые помогают не впасть в профессиональную «стагнацию». Точками получения важных импульсов для нас стали проекты редевелопмента бизнес-парка «Фактория», разработки МФК в Вильнюсе, создания концепции благоустройства для авторского ЖК «Композиция 24» в Москве.

Офис продаж ЖК Небо.jpgОфис продаж ЖК «Небо». Иллюстрация: MAD Architects

- Как и за счет чего интерьер в шоурумах офисов продажможет повысить желание покупать?

- При разработке офисов продаж необходимо сделать так, чтобы объект транслировал ценности компании, наглядно показывал уровень и особенности проекта. На стадии возведения объекта шоурум является его лицом и официальным представительством. По сути, офис продаж —единственное полностью готовое здание на территории будущего жилого комплекса. Подобное пространство должно показывать отношение застройщика к деталям, доступно презентовать базовые и специальные архитектурные приемы, которые обязаны передать атмосферу и качество технологических решений.

Снимок экрана 2020-02-26 в 11.39.26.pngОфис продаж ЖК «Небо». Иллюстрация: MAD Architects

Каждый квадратный метр хорошего офиса продаж подчинен поддержанию главных бизнес-процессов. В их числе – ведение переговоров с потенциальными клиентами, организация презентаций объекта, стимуляция принятия положительного решения о покупке. Так, в разработанным нами офисе продаж ЖК «Небо» пространство организовано так, что позволяет проводить до 15 встреч одновременно. Звукопоглощающие материалы помогают сформировать максимальный комфорт во время переговоров с клиентами. В каждой «кабинке» оборудован презентационный экран. Обобщая тему, можно ответить, что интерьер повышает покупательную способность при помощи формирования и поддержания правильного настроения у потенциального гостя. В условиях высокой конкуренции на рынке любая деталь может отпугнуть клиента. Его пребывание в офисе продаж должно быть комфортным от первой до последней секунды. 

Офис компании ABB (2).jpgОфис компании ABB. Иллюстрация: MAD Architects

- Как сделать так, чтобы архитектура не устаревала?

- Действительно хорошая архитектура способна трансформироваться, переходя в следующие эпохи с новым функционалом. Если архитектура сделана с вниманием к окружающей обстановке, нуждам города и пользователей, то ее ценность не девальвируется со временем. Такие объекты будут интересны и полезны следующим поколениям. Поддержание интереса, в свою очередь, создаёт предпосылки для постоянного ухода за зданием, вложений средств в поддержание надлежащего технического состояния и уровня благоустройства. Потеря главной функциональной нагрузки здания с качественной архитектурой приведет не к его разрушению, а к трансформации и адаптации к современности.

офис компании Hikvision.jpgОфис компании Hikvision. Иллюстрация: MAD Architects

- Сейчас все больше офисных работников предпочитают работать из дома. Можете поделиться идеями, как сделать так, чтобы в офисе было работать комфортнее, чем из дома?

- Со стороны может показаться то, что сегодня офис может привлечь людей исключительно своей наличием разнообразных опций внутри. Однако комфортная деловая среда, прежде всего, базируется на создании различных качественных сценариев и форматов проведения рабочего и свободного времени, соответствующем зонировании, а также формировании условий для поддержания хорошего самочувствия и охраны здоровья сотрудников. Также в работе с каждым новым проектом необходим строго индивидуальный подход

Снимок экрана 2020-02-26 в 11.27.26.pngРедевелопмент бизнес-парка «Фактория». Иллюстрация: MAD Architects

- Где и как вы черпаете вдохновение?

- Я черпаю вдохновение в новых знаниях, опыте, общении. С каждым новым проектом нам приходится воспринимать, перерабатывать и воспроизводить колоссальные объемы информации и каждый раз она способна удивлять. Умение удивляться помогает двигаться дальше, расти, находить новые задачи, углубляться в неизвестные ранее детали. Следование философскому правилу Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю», как ничто другое помогает черпать вдохновение каждый день.

- Есть ли надежный и универсальный способ избежать ошибок при реализации авторского архитектурного проекта в российских реалиях?

- Ошибки — это часть творческого и рабочего процессов. Не стоит даже пробовать их избежать, тем более на первоначальных этапах работы в архитектурном бизнесе. Важно постараться сразу четко определять стратегию развития проекта, понять его особенности, привлекать в команду людей с соответствующими компетенциями.

Архитектурная работа всегда основана на многоуровневом анализе градостроительного и социального контекстов. Важно принять во внимание формат текущего и планируемого пешеходного трафика, структуру окружающей застройки, транспортных путей и многое другое. Внимательность и вдумчивость могут помочь избежать множества ошибок.