Руководитель мастерской Noor Architects Михаил Беляков о месте событийной архитектуры в современном мире - Московская перспектива

Руководитель мастерской Noor Architects Михаил Беляков о месте событийной архитектуры в современном мире

Руководитель мастерской Noor Architects Михаил Беляков о месте событийной архитектуры в современном мире
Руководитель мастерской Noor Architects Михаил Беляков о месте событийной архитектуры в современном мире Михаил Беляков
Событийная архитектура является отдельным направлением в сфере проектирования. Она оказывает значительное влияние на глобальную индустрию проведения мероприятий, которые в свою очередь определяют вектор развития культурной, спортивной, политической и экономической жизни в современном мире

IMG_4223.jpgФото предоставлено пресс-службой арт-кластера «Таврида-Арт»

Я называю такой вид работы временным редевелопментом. Его характеризуют точность, слаженность, умение работать с неполными исходными данными и в сжатые сроки. Проекты данной сферы выделяются тем, что их разработка, реализация и демонтаж проводится в считаные месяцы, недели или даже дни. За этот срок архитекторам необходимо изучить заданную локацию, проанализировать характеристики и понять, как выгодно воспользоваться ее преимуществами. Проектировка инфраструктуры для ивента проходит в режиме постоянно меняющейся обстановки. Специалисты должны быть готовы к тому, что организатор заявит о корректировке формата, масштаба или структуры мероприятия.

UWeq0wY_u0Q.jpgФото: Арт-кластер «Таврида»

Инженерные системы должны быть сопоставимы или превосходить по надежности и мощности стационарные аналоги и одновременно с этим быть мобильными. Временный редевелопмент в чем-то схож с коммерческими поп-ап проектами. Однако во втором случае площадки рассчитаны на несколько десятков или сотен человек, а в первом — на тысячи или десятки тысяч. Например, фестиваль «Таврида — Арт» в Крыму за 3 дня посетило 92 тыс. человек. Инфраструктура, инженерия, системы безопасности, сооруженные с нуля в чистом поле, должны были без проблем выдержать такие людские потоки.

2019-05-19_18-39-09_Voroshirin.JPGФото предоставлено пресс-службой арт-кластера «Таврида-Арт»

Внимание к деталям играет огромную роль для таких проектов. В случае с безопасностью необходимо предусмотреть все возможные сценарии. Среди них – чрезвычайные ситуации, террористические угрозы, неадекватное поведение людей, внезапное изменение погоды и т.д. Например, при разработке системы безопасности для мероприятий с массовым скоплением людей, определяются зоны безопасности с разным уровнем допуска и с возможностью, при необходимости, управлять поведением толпы в экстренных ситуациях.

palace.jpgКонстантиновский дворец в Стрельне

Часто временный редевелопмент проводится в знаковых с точки зрения культуры и истории местах, что накладывает дополнительно ответственность. В 2015 году наше бюро занималось разработкой и монтажом конструкций для проведения мероприятий по предварительной жеребьевке Чемпионата мира по футболу-2018. Инфраструктура возводилась в Михайловском саду в центре Санкт-Петербурга, а также на территории Константиновского дворца в Стрельне. Площадь непосредственно зала проведения жеребьевки составила 10 тыс. кв. м, а суммарная площадь всех объектов превысила 20 тыс. кв. м. Второй проект для мундиаля, который разработало наше бюро, был реализован на территории «Лужников». Там под строгим контролем оргкомитета FIFA было сооружено порядка 10 тыс. кв. м.

LMIFuHLGl8c.jpgФото предоставлено пресс-службой арт-кластера «Таврида-Арт»

Любимый мной принцип временного редевелопмента – не оставлять после себя следов. Руководствуясь данным правилом, работают все крупнейшие специалисты в данной сфере. Фестивали, форумы и саммиты — все это не только масштаб и размах, но и бережное отношение к территории и ландшафту. Архитектор не вмешивается в существующее окружение, изменяя его, а интегрируется в заданную локацию.

Tavrida5.0_Smena_01_Day_01-13.jpgФото предоставлено пресс-службой арт-кластера «Таврида-Арт»

Культура и стиль жизни, связанные с фестивалями, сильно изменились с момента их появления. Многие мероприятия, превратившись из символа контркультуры в популярное мейнстримное развлечение, стали активно использовать визуальное искусство и архитектуру. Как правило, это происходит в формате строительства временных структур и установок, которые обеспечивают визуальные стимулы и дополнительный эстетический опыт. К тому же инсталляции часто выступают в качестве необходимых ориентиров на местности и точек для встречи людей. Даже в условиях ограниченных бюджетов и сроков монтажа временные структуры часто представляют собой захватывающие примеры эффективного и привлекательного дизайна.

2-COPYRIGHT-COACHELLA-GOLDENVOICE-PHOTO-BY-CHRIS-MILLER-@IMAGINEIMAGERY.jpgИнсталляция «Спектра». Фото: newsubstance.co.uk

Коачелла – это крупный фестиваль музыки и искусств, который ежегодно проходит в одноименной долине в Калифорнии. В прошлом году на фестивале меня привлекла инсталляция «Спектра» от Neuwsubstance. Она представляет собой семиэтажную цилиндрическую башню с винтовой лестницей, которая ведет на смотровую площадку, обеспечивающую 360-градусный обзор. Башня заключена в прозрачные цветные панели. Ночью она освещается тысячами светодиодных фонарей, окрашивающих окрестности в спектрах различных цветов. Снаружи Spectra - впечатляющий архитектурный объект, в внутри территория измерения впечатлений посетителей. Свет, цвет и перспектива здесь меняются с каждым шагом, что дает пространство для размышлений.

Bjarke-Ingels-and-Jakob-Lange-The-Orb-2018-inflatable-mirrored-sphere-32-metre-inclined-steel-mast-approximately-100-feet-30-metres-in-diameter-at-Burning-Man-festival-Nevada-desert-2-1000x562.jpgИнсталляция ORB

Не стоит забывать и об американском Burning man, который является самой известной площадкой подобного формата. В 2018 году там появилась инсталляция ORB. Надувная сфера диаметром 26 метров была разработана архитекторами Бьярке Ингельом и Якобом Ланге, чтобы парить над посетителями, отражая пространство пустыни в Неваде на ее зеркальной поверхности. Во время заката прожекторы освещали гигантские тени под и вокруг инсталляции. При этом гости фестиваля использовали ORB в качестве навигационного инструмента. Конструкция была сооружена из 30 тонн стали, а на ее изготовление ушло более 1000 часов сварки и шитья. И, как и все иные объекты на Burning man, сфера затем была сдута и удалена, не оставив после себя следов.

wzuvsinmysjwc3sdx8dn.jpegИнсталляция ORB

В случае с саммитом G20 инфраструктура встраивалась в существующую архитектуру, едва касаясь исторических фасадов. Фестиваль «Таврида-арт» был интегрирован в складки местности бухты Капсель. Активный рельеф усложняет работу, но делает ее более интересной.

Сегодня временный редевелопмент объединяет городскую, параметрическую, ландшафтную архитектуру, световую, звуковую, социальную инженерию и т.д. С каждым годом мероприятия международного масштаба становятся все больше, сложнее и разнообразнее. Просто «поместить» большую сцену посреди поля уже недостаточно. Событийное проектирование можно сравнить с созданием своеобразных многофункциональных городов, которые в нужный момент «растворятся в воздухе» без какого-либо негативного воздействия на локацию.