Моллы завяжут в узлы - Московская перспектива

Моллы завяжут в узлы

Моллы завяжут в узлы
Моллы завяжут в узлы
В четырех столичных ТПУ появятся торгово-развлекательные центры

Коммерческая недвижимость общей площадью около 50 тыс. кв. метров появится в составе транспортно-пересадочных узлов «Тимирязевская-1», «Рязанская Терминал-1», «Юго-Восточная» и «Кленовый бульвар». Это поможет создать несколько сотен новых рабочих мест. В ТПУ войдут центры госуслуг, магазины и кинотеатры, фудкорты, детские клубы и многое другое. Появление торговых центров на территории крупных транспортных хабов давно и успешно используются за рубежом. Подобные примеры есть почти во всех крупных городах Европы и Азии, поскольку грамотная концепция ТПУ сама по себе провоцирует на прибыльную торговлю.

С начала нынешнего года в Москве завершены два городских конкурса на определение владельцев 99% доли в уставном капитале столичных транспортно-пересадочных узлов. Еще два победителя конкурсов станут известны в ближайшее время. «После заключения договоров с победителями в составе ТПУ «Тимирязевская-1», «Юго-Восточная», «Рязанская Терминал 1» и «Кленовый бульвар» появятся коммерческие площади. Это будут новые многофункциональные центры, которые помогут в создании общественного пространства, комфортного для пассажиров ТПУ и жителей ближайших районов», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и земельно-имущественных отношений Владимир Ефимов. В состав ТПУ «Тимирязевская-1» войдут многофункциональный комплекс площадью 11 тыс. «квадратов» и плоскостная парковка на 430 автомобилей. В ТПУ «Юго-Восточная» появится многофункциональный комплекс площадью 7,9 тыс. кв. метров.

Строящийся узел «Рязанская Терминал 1» станет одним из самых крупных в Европе и вторым по мощности в Москве после площади трех вокзалов. Его пропускная способность в час пик составит более 100 тыс. человек. ТПУ объединит две линии метро, МЦК, радиальную железную дорогу и наземный городской транспорт. Пассажиры смогут пересаживаться на станцию «Нижегородская» Некрасовской линии метро и одноименную станцию МЦК, на БКЛ и платформу Карачарово Горьковского направления МЖД. В состав этого узла войдет многофункциональный комплекс площадью 10,8 тыс. «квадратов». До конца 2022 года на территории ТПУ планируется завершить строительство офисной башни площадью около 60 тыс. кв. метров.

Также многофункциональный центр появится на территории транспортно-пересадочного узла «Кленовый бульвар». Его площадь составит 17,5 тыс. кв. метров. Пассажиры смогут посетить магазины, кафе и рестораны, кинотеатр и зайти в центр государственных услуг «Мои документы». ТПУ «Кленовый бульвар» должен появиться в 2022 году у нового входа в парк «Коломенское» со стороны Коломенской улицы и связать одноименную станцию Большой кольцевой линии метро с наземным общественным транспортом.

По словам Владимира Ефимова, общая цена лотов под коммерческую застройку четырех ТПУ на старте составила 243 млн рублей. По двум из них уже определены победители. Еще по двум ТПУ информация появится в течение месяца, отметил руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков. «Сейчас вскрыли заявки с предложениями инвесторов по двум оставшимся узлам – «Рязанская» и «Кленовый бульвар». В рамках этой процедуры в течение месяца комиссия рассмотрит запросы от участников конкурсов. Вместе с предложениями цен будут учитывать опыт реализации проектов, размер выручки и частных активов. После этого станут известны инвесторы, которые построят многофункциональные центры в двух ТПУ», – подчеркнул Иван Щербаков.

Грамотная концепция транспорт-
но-пересадочного узла сама по себе провоцирует на прибыльную торговлю. Принятая практика строительства ТПУ формируется на основе двух принципов: создание их на местах схождения транспортных маршрутов и формирование сопутствующих объектов, в том числе и торговых, которые обеспечивают комфортное пребывание пассажиров. Мировой опыт свидетельствует, что торговые центры, включенные в концепцию ТПУ, работают очень успешно: ТПУ приносит ритейлерам гарантированный трафик без дополнительных вложений в его привлечение, а ритейлеры ТПУ – арендные доходы.

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, удобная связь и оперативная пересадка в ТПУ сокращают время в пути в среднем на одну минуту. «Таким образом, москвич экономит почти 500 минут в год, или больше целого рабочего дня», – отметил он.

Заммэра добавил, что программа ТПУ в Москве предусматривает 103 хаба, 35 из которых уже построены. Они обеспечат для пассажиров 110 пересадок между разными видами транспорта.

Один из наиболее удачных примеров за рубежом – расположенный в Хельсинки торговый центр Kamppi, входящий в состав одноименного транспортно-пересадочного узла. Он не только представляет собой образец современной финской архитектуры, но и объединяет людей развлечениями. ТПУ построили на месте старого городского автовокзала. Сначала финны хотели просто возвести новый транспортный терминал, но потом решили, что это будет непростительной тратой. В результате было решено создать на месте старого автовокзала новый микрорайон, который стал бы одновременно архитектурной достопримечательностью, притягивающей туристов, функциональным транспортным узлом, а также привлекательным местом отдыха для жителей Хельсинки. Строительство началось в 2002 году, а уже к 2006 году район Kamppi, включающий в себя автовокзал, бизнес-центр, торговый комплекс, жилые дома, прачечные и салоны красоты, был полностью готов.

Другой пример – транспортно-пересадочный узел «Шинагава» в одном из центральных районов Токио. В нем пересекаются скоростная транспортная система Синкансен, четыре линии экспрессных и обыкновенных железных дорог, а также две ветки метро. С западной стороны транспортного хаба находится многофункциональный центр, являющийся одним из центров притяжения японской столицы. Площадь застройки, расположенной в ТПУ, составляет порядка 584 тыс. кв. метров. Аналогичный транспортно-пересадочный узел Hauptbahnhof построили в 2006 году в Берлине. Это один из крупнейших транспортных хабов Германии, в его состав входят центральный железнодорожный вокзал, большие торговые площади, а также бизнес-центр, в котором располагаются представительства международных компаний.