Монолог главного архитектора Калуги, первого вице-президента СМА Алексея Комова
БУДУЩЕЕ УЖЕ НАСТУПИЛО
Я пять лет курирую фестиваль и уже продолжительное время был свидетелем самых интересных проектов. Могу рассказать, как менялась концепция, на чем в своем манифесте этого года я делаю акцент и почему мы решили темой этого года сделать «Прорыв». В нашем случае прорыв – это не разрыв или детонация, которые могут иметь и разрушающие последствия. Под словом «прорыв» мы понимаем возвращение к себе, очищение от наносного, от предвзятых иллюзий и выход на свой уровень. Все то, что нам диктует, казалось бы, далекое будущее, которое вдруг неожиданно быстро наступило и стало настоя-
щим. Если в прошлом году тема фестиваля звучала как «Завтра» и была посвящена грядущему, то сейчас стоит задача предъявить коллегам и обществу те прорывные практики, по которым мы живем уже сейчас и по которым будет считываться эпоха.
Философская дефиниция этого года – нам пора перестать стесняться, оглядываясь на Запад. Сейчас всё в наши руках, мы наследники богатых архитектурных традиций – от классицизма до древнерусского авангарда, мы – достойные преемники и не можем сидеть на багаже предшественников, мы должны сохранять, приумножать, оставлять свое наследие. Прорывное архитектурное сегодня уже послезавтра станет наследием. И мы должны размышлять, что в современном контексте готовы предъявить архитектурным наследникам. Это тема логически вышла из четырех предыдущих «Зодчеств», где я тоже был куратором, прежние «Истина», «Отражение».
АРХИТЕКТУРНЫЙ «ОСКАР»
Становым хребтом «Зодчества» традиционно является смотр-конкурс по многочисленным номинациям – от архитектурных публикаций и творчества молодых до «Проектов» и «Реализаций». Это такой архитектурный «Оскар», где много всего, включая Гран-при «Хрустальный Дедал», который вручается лучшему из лучших. Регионы и города, ориентируясь на тему фестиваля, оформляют в соответствии с этой концепцией свои павильоны. Дизайн-код таких павильонов и проекты – это тоже своеобразное состязание. Как главный архитектор Калуги, я не могу не сказать про павильон Калужской области, который в третий раз участвует в фестивале «Зодчество». Калуга – город, который живет космосом. У нас есть замечательный тематический музей. Сам по себе музей, открывшийся в 1967 году, являлся прорывом в музейной архитектуре. С введением второй очереди в 2021 году он представляет особый интерес. Я проектировал этот павильон, он оформлен в стиле «Гагарин».
В планировке фестивальных площадок мы постарались избежать периферийности. На центральной аллее будут оформлены две круглые площади: одна ближе к московскому павильону, вторая – ближе к амфитеатру. За счет такой планировки получилось, что нет «первой и второй линии от моря», все равноценно. Это повысило качественную ответственность выставляющихся. Нам это показалось интересным.
КУРАТОРСКАЯ ПРОГРАММА
В этом году у нас 19 кураторских спецпроектов, все они очень интересные. Часть из них постоянные резиденты – Владимир Кузьмин, Тигран Бадалян, Владислав Савинкин. Но есть и те, кто впервые выходит на наши площадки, и даже целые институции. Например, «Архитектура вокзалов БАМа». На выставке представлены макеты этих вокзалов, которые связаны единым замыслом и представляют собой уникальный архитектурный ансамбль. О том, насколько нам важна эта выставка, говорит ее размещение – под этот павильон мы выделили место, максимально приближенное к центральному входу.
Как куратор, я также совместно с директором Департамента проектного офиса «Уфа – 450 лет». Правительства Республики Башкортостан Олегом Байдиным и художником Алексем Гинтовтом представляю проект «Рубин» – он будет в виде кристаллической звезды. Это сосуд, символ институции, свет – эликсир жизни, символ знания. Заполняя собою носитель, принимая его форму, он внутренне кристаллизуется и, ложась на новую территорию, сохраняя свою структуру идеального жидкого кристалла, дает мощный витальный импульс и раскрывает в центре звезды картину грядущего. Таким проектом мы заложим первый камень новой градостроительной доктрины Евразии, представим рождение нового-старого евразийского города, это будет рождение евразийской традиции. Идеологически проект будет взаимодействовать с историей БАМа и перекликаться с выставкой про вокзалы этой магистрали. Я могу много говорить о том, как мне нравится концепция фестиваля этого года и наша реализация, но архитектура – это визуальное искусство. Поэтому приглашаю всех 12–14 ноября в Гостиный Двор, где я и коллеги презентуем все свои проекты и обсудим современные архитектурные вызовы.