Московский опыт цифровизации строительной отрасли распространится на всю страну
Технический регламент, действующий с 2014 года, содержит более 10 тысяч отдельных требований к безопасности зданий и сооружений, и все эти годы не корректировался. Эта редакция документа к настоящему времени уже не соответствует новым приоритетам развития строительной отрасли, в числе которых внедрение современных материалов и технологий, учет изменений окружающей среды и прочие новации. Более того, в ней не учитываются лучшие практики конкурентных систем стандартизации Европейского союза, КНР, США, Японии.
После вступления в силу 1 августа новых правил их число снизится почти на три тысячи. Это результат пересмотра перечня национальных стандартов и сводов правил, принятого в конце 2014 года. Его актуализация велась при активном участии представителей профессионального и экспертного сообщества, а также с учетом опыта наиболее успешных регионов страны. Глава столичного департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин убежден, что снижение числа этих обязательных требований на треть позволит по ряду проектов сократить сроки строительства, а также количество разрабатываемых Специальных технических условий (СТУ). «В результате отрасль получит инструмент для внедрения новых технологий проектирования и строительства, то есть повысится вариативность применяемых проектных решений», – отметил чиновник. При этом вице-премьер Марат Хуснуллин особо подчеркнул, что сокращение административных барьеров не скажется на безопасности строительства. «Мы провели большую работу и отменили только излишние и дублирующие друг друга нормы. Считаем, оставшихся требований достаточно, чтобы обеспечить полную безопасность в ходе строительства и эксплуатации объектов», – пояснил он.
По мнению экспертов и участников рынка, отмена избыточных процедур в таком масштабе позитивно скажется также и на инвестиционном климате строительной отрасли. Например, президент Группы «Эталон» Геннадий Щербина оценивает такие инициативы правительства как положительный сигнал для бизнеса. «Это ускорит прохождение согласований и позволит оптимизировать сроки реализации проектов жилых комплексов. В конечном итоге это повысит стабильность строительных компаний и снизит объем сопутствующих издержек. Таким образом, предложенная мера станет реальным и существенным подспорьем для всей индустрии», – поделился он. Застройщики также убеждены, что снятие части нормативных требований никак не повлияет на качество девелоперского продукта. Многие из этих стандартов уже морально устарели и являются не более чем бюрократическими препонами. К тому же современные технологии проектирования, производства строительных материалов и строительства обеспечивают высокую надежность конструкций и надлежащее качество инженерной начинки. В свою очередь, президент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) профессор Валерий Теличенко отметил необходимость постоянной актуализации строительных норм и правил, а также ГОСТов. «Считаю, что перевод части действующих российских требований в строительстве в разряд рекомендательных будет способствовать усилению ответственности за принимаемые решения, должен повысить культуру применения строительных норм, способствовать их развитию», – заявил Теличенко.
В планах федерального правительства – продолжение работы по упрощению административных процедур в отрасли. «Хочу отметить, что нынешнее сокращение количества обязательных требований – это только один из первых шагов. Мы планируем продолжить эту работу и в дальнейшем еще больше снижать нагрузку на бизнес со стороны надзорных органов», – отметил Марат Хуснуллин.
О необходимости наведения порядка в нормотворчестве в строительной сфере говорил даже президент России Владимир Путин. Так, в мае этого года он поручил правительству подготовить предложения по упрощению разрешительных процедур в строительстве. «Всякие СНИПы, «хрипы» и примазавшиеся к этому виду деятельности квазиучастники процесса – их нужно наконец зачистить, в конце концов. Надо навести там порядок», – отмечал глава государства. В свете этого правительство РФ планирует изменить подходы к управлению в строительстве и упростить административные процессы. В настоящее время ведется подготовка национального плана развития экономики, где стройка является одним из ключевых ее драйверов. По предварительным оценкам, для решения поставленных задач потребуется подготовить более 100 законодательных инициатив.