«МЦД – приоритет развития города» - Московская перспектива

«МЦД – приоритет развития города»

«МЦД – приоритет развития города»
«МЦД – приоритет развития города»
Ирина Ильина о Московских центральных диаметрах и их влиянии на транспортную систему мегаполиса

Как будут обустраивать промзоны вокруг Московских центральных диаметров, насколько это важный вопрос для столицы, рассуждает вместе с «МП» эксперт Ирина Ильина, профессор, д.э.н., директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ.

Ирина Николаевна, насколько активно сегодня развивается транспортная система Москвы?

– Современная Москва – яркий пример динамичного освоения новых технологий на транспорте. Практически все современные трактовки качества городской жизни включают параметры транспортного обслуживания населения. Например, согласно индексу процветания городов, разработанному McKinsey Global Institute, градостроительная среда в первую очередь характеризуется с использованием показателей плотности населения и интенсивности использования общественного транспорта.

В Москве за последние годы отмечаются небывалые темпы транспортного строительства: создаются вылетные магистрали, развязки и новые линии метрополитена, в 2016 году было открыто пассажирское сообщение по МЦК, в 2019-м – по МЦД; расширяются зоны размещения платных парковок. И в отличие от многих городов мира Москва всегда отдавала преимущество развитию общественного транспорта.

Тем не менее уровень перегруженности автомобильных дорог остается достаточно высоким. Строительство новых автотрасс и повышение эффективности использования существующих объектов транспортной инфраструктуры, замещение индивидуального автотранспорта общественным, строительство парковок – основные проблемы транспортной инфраструктуры. И сейчас очень актуально комплексное развитие общественного транспорта с использованием смарт-технологий для управления организацией движения городского транспорта, переход к новым принципам комплексной застройки микрорайонов.

Ваше мнение о новых видах транспорта – МЦК, МЦД?

– МЦК и МЦД – это пример активного использования уже сложившейся много лет назад инфраструктуры на современной основе с привлечением комфортного подвижного состава и инновационной управленческой структуры.

Насколько, по-вашему, нужным и своевременным оказался ввод МЦД?

– Еще раз хочу сказать, что МЦД – это не новый вид московского транспорта, в значительной степени это современная форма организации движения на уже существующих линиях метро и электричек, объединение их в единую систему. Причем объединение ж/д и метро сопровождалось созданием комфортных пересадочных узлов, введением единой билетной системы, изменением подвижного состава, улучшением сервисов. Хорошо, что это сделали сейчас, хотя следовало бы продумать такую систему уже давно. И пока мы видим только незначительную часть реального потенциала МЦД: введены в действие только две линии из пяти, которые должны быть созданы до 2025 года. С учетом особенностей Московской агломерации, огромного числа пассажиров, ежедневно приезжающих в Москву на работу (не менее 2 млн человек), развитие МЦД становится приоритетной задачей транспортного развития города.

Не может так случиться, что с появлением новых видов транспорта метро станет менее востребовано?

– Метро – самый скоростной, экологичный и удобный вид транспорта. Эта развитая система является важнейшей составляющей частью мегаполиса. Заменить его в ближайшие десятилетия даже при условии максимального ускорения научно-технического прогресса и инновационного развития не получится. Во-первых, в силу преимуществ метро, которые можно значительно усилить, внедряя, например, новые типы вагонов, шумозащищенные магистральные пути, модернизацию билетного обслуживания и прочее. Во-вторых, в силу огромной пропускной способности (средний пассажиропоток в столичном метро составляет 8 млн человек в день). Новации в транспортной сфере – например, магнитный левитирующий транспорт, канатные дороги, речное такси и прочее, включая велосипеды и самокаты, – пока не способны составить конкуренцию метрополитену.

Как лучше обустраивать территории вокруг МЦД – торговыми центрами, зонами отдыха, парками?

– Развитие промзон вокруг МЦД – очень важный вопрос. Например, в Париже при создании аналогичного проекта еще на подготовительной стадии происходило функциональное распределение земель вокруг транспортной магистрали. Причем территории в первой полосе имели четко определенную функцию, связанную с обслуживанием населения, сбалансированностью развития примагистральной территории. В Москве, так же как и в Париже, разрабатывается проектная документация, определяющая функциональное использование территорий. Вокруг МЦД, в первую очередь в зонах размещения транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), планируется создание объектов, ориентированных на торговую и развлекательную функции. К примеру, в Токио все крупные ТПУ имеют развитую подземную инфраструктуру, связывающую между собой магистрали различных видов транспорта и предусматривающее высокоинтегрированное развитие территорий. Все пространство ТПУ ориентировано на потребности пассажиров, причем с разделением потока на «спешащих» людей, для которых продуманы наиболее короткие маршруты передвижения, и для людей, заинтересованных в шопинге и проведении досуга, – для этой категории в пределах ТПУ можно найти все необходимое. В Москве тоже проводятся аналогичные исследования, и сейчас для отдельных ТПУ создается инфраструктура, включающая развлекательные, досуговые, спортивные и оздоровительные объекты.

И поскольку в Москве работа с ТПУ начата совсем недавно, очень важно правильно сформировать проекты инфраструктуры единого транспортного пространства. Самое главное – при проектировании ТПУ четко осознавать, что это работа для будущего Москвы.