Мы поговорили с основателями архитектурного бюро Megabudka

Мы поговорили с основателями архитектурного бюро Megabudka

Мы поговорили с основателями архитектурного бюро Megabudka
Мы поговорили с основателями архитектурного бюро Megabudka
Архитектурное бюро Megabudka было создано четырьмя выпускниками Архитектурного института еще до завершения обучения в вузе. Партнер бюро архитектор Дарья Листопад считает, что вхождение в профессию было плавным: продвигать идеи и проекты на первоначальном этапе помогли конкурсы, так что пресловутого мучительного поиска своего места под солнцем на тернистом пути освоения профессии у этой команды не было. О некоторых достижениях и важных находках Дарья Листопад рассказала в интервью корреспонденту «МП».

Дарья, в числе ваших проектов особое внимание обращает на себя комплекс зданий центра гостеприимства в парке «Кудыкина гора», уже реализованный в Липецкой области. Он кажется не только эффектным, свежим с точки зрения своего внешнего решения, но и перспективным с точки зрения выбранной идеи. Как она возникла?
– Когда мы занялись территорией, парк «Кудыкина гора» уже существовал, но не работал в полном объеме. Нашей задачей было выявить идею парка, найти его самобытность. Мы занялись созданием сценариев использования, придумали маршрутизацию. Разработали сувенирную продукцию на базе выявленной концепции. После этого стало понятно, что месту не хватает некоторых объектов, в том числе встречающего посетителей уютного общественного центра.

Сейчас наш центр уже работает, предоставляя информационные услуги и другие самые разнообразные туристические сервисы. Как нам стало известно, парк вышел на окупаемость – благодаря центру увеличился поток гостей, увидеть его достопримечательности поехали даже искушенные путешественники. Сейчас на этой территории открылась гостиница, также построенная по нашему проекту. У нее другая геометрия, она небольшая, уютная. Благодаря ее открытию туристы могут позволить себе более длительное пребывание в этих местах.

Идентичность, даже некоторая акцентированность на русской теме, как я поняла, стала важной смысловой идеей вашего творчества. Удается ли утверждать ее в последующих проектах?
– Работа с идентичностью очень важна, она позволяет более глубоко взаимодействовать с сутью проекта. Выявляя особенности места, можно подчеркнуть его уникальные черты. Мы почувствовали актуальность этой темы не сразу, и, как мне кажется, сейчас она даже «набирает обороты».

В одном из своих выступлений вы говорили о том, что открыли для себя важный прием – акцент на яме, углублении в пространстве. Откуда это пошло и стало ли продуктивным?
– Это связано с реконструкцией Триумфальной площади. Она была довольно пустынным, неуютным местом в городе. Инициируя проект реконструкции площади, мы предложили создать углубленный амфитеатр. Нам показалось, что это перспективно: благодаря небольшому спуску появляется новое пространство, уютное и защищенное со всех сторон. Позже в основу реконструкции площади была положена концепция другого бюро, тем не менее мы привлекли внимание к этому месту и теперь у города есть такое прекрасное пространство. Однако в рамках других проектов, как мы для себя отметили, стали появляться ямы по аналогии с той, что была предложена нами. Например, углубленный амфитеатр на Хохловке. Наш подход нам пригодился в работе над реконструкцией набережной в Нижнем Новгороде. Да и в проектах благоустройства парков это теперь очень распространенный прием.

В Москве вы выполнили проект благоустройства Сокольнической площади. Расскажите о нем.
– Сейчас он находится в завершающей стадии. Для нас это очень важная работа уже потому, что сама площадь – историческая часть города. Кроме того, там были существенные ограничения, которые важно было не только учесть, но и по возможности превратить в преимущества. В подземной части площади проходят коммуникации метро, на поверхность выведены вентиляционные короба, причем достаточно большие. При ограничении пространства нам было важно сохранить аллею, поэтому мы предложили разместить деревья в кадках, как бы поднять их над поверхностью. Кадки с деревьями не только являются декором, но и выполняют утилитарные функции, отделяя автомобильные потоки от прогулочной части. А чтобы создать выразительную территорию входа в знаменитый парк «Сокольники», мы предложили вымостить дорожку площади красным клинкерным кирпичом. Красный кирпич – это материал, из которого в этом районе строили довольно много, исторические здания Сокольников этим обращают на себя внимание и сейчас. Мы предложили также необычные по дизайну светильники. Копировать исторические формы мы не стали, все-таки историзм в чистом виде, на наш взгляд, уже не работает.

У вас есть проекты реновации в трех районах города. Как складывалась эта работа?
– Мы разработали концепцию проектов в районах Измайлово и Соколиная Гора, и, по договору, на стадии разработки рабочей документации заказчик должен будет обратиться к нам для дальнейшего взаимодействия. Пока к нам обращались за комментариями по строительству в Соколиной Горе. Но могу сказать, что нам было очень интересно участвовать в программе. Мы ставили перед собой задачу улучшения среды, качества визуальных образов. Причем для Измайлово были предложены одни приемы – с учетом масштаба, истории места, а для Соколиной Горы – другие. В этих районах среда разная, мы посчитали важным создать что-то сомасштабное ей, попытались «подружить» ТЭПы новых объектов со сложившимися кварталами этих районов. Зданиям на открытых широких улицах мы постарались придать больше официозности, торжественности, у объектов в закрытых уголках, наоборот, подчеркнули камерность, уют. Для этого подбирали и соответствующие пластические решения, и материалы, и пр.

Какую типологию проектов вы считаете интересной для своего бюро?
– Нам интересны проекты общественной функции. Уже потому, что ими пользуются все. Для специалиста они интересны тем, что соединяют в себе и архитектурную, и средовую составляющие. Сейчас в Москве много мест, где можно проводить время, наслаждаться городом. Прошли времена, когда люди вынуждены были общаться на кухнях, в подъездах и пр. С точки зрения креатива нам всегда интересно поработать с тем, что открыто для широкой публики –
с театрами, музеями, образовательными пространствами, творческими кластерами, коворкингами.

Вы работаете и в Москве, и в регионах. С творческой точки зрения, где удается выразиться смелее и креативнее?
– В Москве происходит много всего интересного. Меняется облик и качество современной архитектуры, общественных пространств. В регионах видят это и не хотят отставать. Хотя тоже имеют свои интересные проекты. Когда мы приходим в другие города, то стараемся предлагать такие решения, которые изменят качество среды, обогатив ее новыми смыслами и интересными визуальными образами, но в то же время будут уместны и органичны.

Теги: #