На Москве-реке открылся сезон летней навигации
Навигация в столице открывается каждый год после того, как коммунальщики проводят определенный набор работ, позволяющий судам безопасно и комфортно ходить по Москве-реке. В этом году специалисты:
– привели в порядок набережные – очистили гранитные парапеты и чугунные ограждения, обновили сходы к воде и прогулочные тротуары,
– промыли причалы, обработали гранитные откосы, металлические ограждения и чугунные элементы,
– отремонтировали основания причалов, заменили изношенные резиновые отбойники,
– установили на причалах новые шатры, лавочки, урны и ограждения, информационные стелы, карты маршрутов,
– сделали комфортные зоны ожидания.
Прогулочные маршруты
Помимо ежегодных работ в этом году обновили нумерацию маршрутов прогулочных судов – им присвоили номера от 1 до 8, чтобы пассажиры не путали их с регулярным речным транспортом.
«У каждого из восьми прогулочных маршрутов есть свой цвет и оригинальное название. Например, «Исторический» проходит вдоль знаковых достопримечательностей столицы», – написал Сергей Собянин.
Круизные прогулки
Помимо прогулочных судов, летом от Северного и Южного речных вокзалов отчаливают круизные теплоходы. В прошлом сезоне причалы двух главных водных ворот города приняли и отправили свыше 1900 рейсов. В новом сезоне круизные компании пойдут по новым туристическим направлениям. От московских речных вокзалов круизные теплоходы отправятся до почти 50 крупных городов и населенных пунктов страны.
«Среди новинок, например, эксклюзивный маршрут от Северного речного вокзала через Нижний Новгород, Великий Новгород, Санкт-Петербург и Валаам с возвращением в столицу. Также через Москву пройдет 30-дневный круиз по Волге, Дону и Каме с посещением 27 городов», – отметил глава города.
С остановками у обоих вокзалов будет ходить один из самых знаменитых и уникальных маршрутов — Московское Золотое кольцо. Можно отправиться в путешествие, посетив на теплоходе Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов, Кострому, Иваново, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад и многие другие города Центральной России. Маршрут стартует от Северного речного вокзала и завершается на Южном, теплоход идет по Волге, Оке и Москве-реке.
Рейсовые поездки
По Москве-реке продолжают курсировать регулярные электросуда. Первый пассажирский рейс запустили 30 июня 2023 года. Подробно об этом мы писали здесь. 29 сентября появился еще один маршрут. Пользоваться электросудном можно точно так же, как любым другим городским транспортом: заходить и сходить на нужной вам остановке, в данном случае причале. Стоимость билета – 150 рублей, дети до семи лет отправляются в путь бесплатно. Речные маршруты включены в зону действия билетов «Единый» без лимита поездок на 90 и 365 дней. Постоянным пассажирам не придется дополнительно оплачивать поездки на речном электротранспорте.
Маршрут № 1
Киевский — Сердце Столицы
Первый регулярный маршрут речного транспорта связал Киевский вокзал с причалом Сердце Столицы в районе одноименного жилого комплекса на Шелепихинской набережной. Рядом с ним проживают около 800 тысяч человек.
Маршрут № 2
ЗИЛ — Печатники
Протяженность второго маршрута ЗИЛ — Печатники — более девяти километров. Всего на нем планируют пустить семь электросудов. Сейчас работают шесть причалов. Остальные откроются по мере готовности инфраструктуры.
Обновление вокзалов
Южный речной вокзал
28 апреля 2023 года после реконструкции для посетителей открылось здание обновленного Южного речного вокзала. Здание в стиле позднего советского модернизма возвели в 1985 году по проекту Юрия Когана. По задумке архитектора вокзал напоминает многопалубный теплоход. Объект полностью реконструировали, очистили акваторию, оборудовали набережную, организовали пешеходные маршруты, благоустроили территорию. В ходе работ специалисты усилили несущие конструкции здания, применив технологию внешнего армирования. Кровля здания – эксплуатируемая, на ней можно позагорать и посмотреть на реку.
Внутри вокзала сохранился оригинальный фрагмент кирпичной стены 1985 года. Лестницы выложены гранитом. Кроме того, были обновлены и воссозданы узнаваемые декоративные элементы: надпись «Москва» на фасаде, 14-метровый шпиль, компас и скульптуры, символизирующие пять морей, с которыми связана столица: Чёрное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Белое. Фасады украсили электронные и прямоугольные часы, которые при необходимости могут служить экраном для демонстрации разной информации. Вдоль набережной организована зона отдыха. Пять причальных зон вокзала смогут принимать суда разного класса – от небольших трамвайчиков до круизных теплоходов.
Северный речной вокзал
Здание построили по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского, – памятник архитектуры 1930-х годов и образец сталинского ампира. Напоминающий огромный двухпалубный корабль с 27-метровым шпилем, увенчанным звездой, он давно превратился в один из символов столицы.
Основной целью реставрации стало возвращение вокзалу первоначального облика. Специалистам удалось сохранить оригинальные элементы декора, а также восстановить по подлинным образцам, чертежам и фотографиям исторический фасад и внутреннее убранство залов и помещений, фарфоровые медальоны у главного входа, большую позолоченную звезду с серпом и молотом на шпиле, бетонные скульптуры на башне и популярные фонтаны «Север» и «Юг».
В самом здании вокзала провели капитальный ремонт. Несмотря на то, что в отделке использовались современные материалы, она напоминает оригинальную. Внутри архитекторы воссоздали исторический облик стен, сняли копии с сохранившихся окон и дверей и создали новые, точно такие же и обязательно деревянные, восстановили подсветку.
В материале использованы фото с портала mos.ru и блога Сергея Собянина.