«Нам прогнозировали спад, а мы ставим рекорды» - Московская перспектива

«Нам прогнозировали спад, а мы ставим рекорды»

«Нам прогнозировали спад, а мы ставим рекорды»
«Нам прогнозировали спад, а мы ставим рекорды»
Ежегодно во второе воскресенье августа Москва чествует представителей одной из самых благородных профессий на Земле – строителей. О ключевых градостроительных проектах, реализуемых сегодня в мегаполисе, об успехах и достижениях почти миллионного столичного «стройотряда», о преодолении трудностей и планах на будущее в интервью нашему корреспонденту в канун Дня строителя рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Строим город для каждого

Андрей Юрьевич, в этом году в преддверии Дня строителя в Манеже открылась выставка ключевых градостроительных и инфраструктурных проектов Москвы «Город для каждого». Какова цель выставки и что там можно увидеть?
– Цель выставки – продемонстрировать достижения градостроительного развития Москвы за последние 11 лет, привлечь внимание москвичей к реализуемым в столице проектам, показать, как они влияют на улучшение качества городской среды и комфортность жизни в мегаполисе. Очень радует, что уже в первые дни работы горожане проявили к экспозиции большой интерес. Выставочное пространство площадью около 1,6 тыс. кв. метров занимает два этажа. Тематические стенды посвящены развитию транспортной системы города и территорий Новой Москвы, созданию новых общественных пространств, реорганизации бывших промзон, программе реновации жилья, обустройству набережных и парков, строительству отдельных уникальных объектов. Кстати, желающие могут не только осмотреть саму экспозицию, но и послушать лекции и выступления ведущих экспертов в сфере урбанистики, принять участие в творческих мастер-классах, викторинах, квестах.

Девять станций – и кольцо замкнем

В Москве реализуется проект строительства Большой кольцевой линии метро. Как там продвигаются работы? Какие проекты станций наиболее интересны?
– Осталось ввести девять станций, чтобы замкнуть кольцо. Семь из них новые и две – «Варшавская» и «Каширская» – реконструируемые. Все станции сегодня в высокой степени готовности. Строители, инженеры, рабочие трудятся круглосуточно, в несколько смен, чтобы досрочно закончить там все работы. На станциях завершается архитектурная отделка пассажирских зон, монтируются инженерные системы, началось благоустройство территорий вокруг станционных комплексов. Что касается интересных проектов, то каждая станция уникальна, имеет собственный дизайн и стиль. Например, «Марьина Роща» будет ассоциироваться с элементами дворянской усадьбы расположенного неподалеку дворца Шереметева: основной ее цвет белый, а колонны тюбинговой конструкции преобразованы в «выпуклую» форму и напоминают фарфоровые изделия. «Кленовый бульвар» оформляется в стилистике дворца царя Алексея Михайловича, расположенного поблизости в музее-заповеднике «Коломенское», декоративно-художественное оформление «Сокольников» посвящено строительству первых станций московского метро. А на платформенных стенах станции «Нагатинский Затон» можно будет полюбоваться крупными реалистичными изображениями рыб, выполненными в технике мозаики.

Еще один крупный проект развития транспортной инфраструктуры – строительство московского скоростного диаметра. На каких его участках сейчас трудятся строители и что эта магистраль даст городу?
– На данный момент на участке Северо-Восточной хорды от Ярославского до Дмитровского шоссе построено и открыто 14 км дорог, в том числе шесть искусственных сооружений: две эстакады, два путепровода и два моста. Сейчас строители возводят два моста через реки Лихоборку и Яузу, закончить работы планируем в сентябре. Тогда же откроем еще два построенных ранее моста через эти реки. Скоро завершим сооружение эстакады, которая обеспечит комфортный съезд с проспекта Мира на северный участок диаметра в сторону Сельскохозяйственной улицы. В целом работы на северном участке диаметра до конца года намерены закончить. На южном 11-километровом участке диаметра от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта (Юго-Восточная хорда) возводится 14 эстакад, каждая из которых готова более чем наполовину, а съезд с Северо-Восточной хорды на Юго-Восточную в сторону Нижегородской улицы построен полностью. Шестиполосная магистраль пройдет вдоль путей МЦК и соединит крупные трассы: шоссе Энтузиастов, ТТК, Рязанский и Волгоградский проспекты. Все работы по ней планируем завершить в будущем году. Напомню, что МСД – проект, сопоставимый по масштабам с МКАД и ТТК. Диаметр пройдет через всю Москву, минуя центр. Открытие по нему скоростного бессветофорного движения снизит нагрузку на МКАД, ТТК, радиальные магистрали, улучшит связность 44 районов, где проживает более 4,5 млн человек, а автомобилисты смогут экономить от 10 до 50 минут времени в пути в зависимости от расстояния и времени суток.

Приблизить сроки ввода домов

В августе исполняется пять лет с начала реализации программы реновации жилья, которой также отведен большой стенд
на выставке. Сколько москвичей уже переехали в новостройки?
– Программа за пять лет набрала хорошие темпы. И этому не помешали никакие сложности в экономике, вызванные и пандемией коронавируса, и международными санкциями. Только за первые шесть месяцев 2022 года введено в эксплуатацию 26 новостроек,
36 домов передано под заселение, процесс переезда в новое жилье начали 18,3 тыс. москвичей. Всего же с августа 2017 года введено в эксплуатацию более 200 домов, из которых более 180 переданы под заселение. В стадии проектирования и строительства находятся еще более 400 домов. Процесс переселения охватил порядка 90 тыс. москвичей. Более 100 старых домов полностью расселены: проживавшие в них около 64 тыс. человек переехали в новостройки. Мы намерены по возможности ускорить реализацию программы, ведь для многих москвичей это единственный доступный способ улучшить жилищные условия.
К тому же в условиях новых экономических реалий затягивать сроки строительства рискованно: чем длиннее перспектива реализации проекта, тем сложнее просчитать влияние на него различных экономических факторов. Поэтому создаем дополнительные резерв площадей и источники финансирования, чтобы гарантировать реализацию программы и даже приблизить сроки ввода домов.

Главным показателем хорошего «самочувствия» отрасли является поддержание высоких темпов ввода недвижимости. Не просядет ли этот сектор в непростом для экономики году?
– В условиях серьезных экономических и социальных вызовов строительная отрасль работает не первый год. Например, в период пандемии, когда нам прогнозировали серьезный спад, мы, напротив, добились рекордных показателей ввода недвижимости. Оперативно перестроили процессы производства, организацию труда и сдали по итогам 2021 года более 16 млн кв. метров, включая почти 7,8 млн «квадратов» жилья. Такого не было за всю историю города! И сегодня, несмотря на ощутимое влияние на экономику извне, мы не сбавляем темпов, а наращиваем их. Годовой план ввода недвижимости уже выполнен почти на 70%: с января сдано почти 6 млн кв. метров, в том числе более 3,3 млн «квадратов» жилья, что составляет 67,6% годового плана. Особенно радует, что в общем объеме строительства на 6% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом выросла доля инвесторских проектов: площадь получивших с января по июнь разрешение на строительство объектов составила более 8 млн кв. метров – это 86% общей площади (9,3 млн «квадратов») всех объектов с оформленной разрешительной документацией. Причем инвесторы продолжают строить не только жилье, но и сопутствующую инфраструктуру. Так, из 35 введенных за полгода объектов социальной инфраструктуры 22, то есть две трети, построены на деньги девелоперов: 12 из 13 детских садов, три из пяти школ, два из пяти объектов здравоохранения, четыре из девяти спортивных сооружений и один из трех объектов культуры, а именно школа хореографии и изобразительных искусств в районе Ломоносовский. Это значит, что московский рынок недвижимости по-прежнему привлекателен для инвесторов.

В связи с вводом внешнего эмбарго не испытывают ли строители дефицита стройматериалов, оборудования, комплектующих? Нет риска остановки проектов?
– К счастью, стройка – одна из самых «домашних» отраслей экономики. На 95% от импорта мы не зависим – почти все, что нужно для строительства метро, дорог, зданий различного функционального назначения, у нас свое, отечественное. Внедряем и российские программные продукты для проектирования и организации среды общих данных. Зависимость от импорта наблюдается только в сегменте инженерного и технологического оснащения. Но мы переориентируемся на альтернативных поставщиков из азиатских стран, перестраивая логистические цепочки. Стимулируем и создание таких разработок в нашей стране. В общем, адаптируемся к новым экономическим реалиям. Так что москвичи могут быть уверены: все обязательства по вводу ключевых объектов столичный стройкомплекс выполнит в полном объеме.