Нестандартные проекты на рынке жилой недвижимости - Московская перспектива
Нестандартные проекты на рынке жилой недвижимости

Нестандартные проекты на рынке жилой недвижимости

Нестандартные проекты на рынке жилой недвижимости
Нестандартные проекты на рынке жилой недвижимости

Денис Бородако, генеральный директор Dominanta:

Я наблюдаю за столичным рынком новостроек уже более 15 лет и не без гордости отмечаю: сейчас он переживает свои лучшие времена. По мере того как в Москве семимильными шагами улучшалось качество городской среды, девелоперы тоже постепенно учились соответствовать все более высоким стандартам и весьма преуспели в части создания благоустройства и инфраструктуры. Но примерно год назад главным архитектором Москвы задал новый курс на усиление архитектурной составляющей. «Каждый проект должен стать достопримечательностью», – так была обозначена цель. Позволю порассуждать, что это значит для города и его жителей, а также для девелоперского бизнеса, особенно в текущих экономических реалиях.

С точки зрения городских властей внимание к архитектуре логично и понятно: это первое, что обращает на себя внимание при знакомстве с городом и что на самом деле во многом определяет качество среды. Появление каждого нового красивого здания – это радостное событие, довольные жители, большое внимание СМИ. Что касается жителей «новых достопримечательностей», то для них это определенный статус и подтверждение их достижений, повод гордиться своим домом.

Узкое место в создании индивидуальных проектов с хорошей архитектурой – увеличение сроков и дополнительные затраты, которые не всегда окупаются. В Москве, как в любом мегаполисе, стоимость недвижимости в основном определяется локацией. А вот связь между рыночной ценой здания и себестоимостью строительства и материалов, сложностью проекта и его художественной ценностью прослеживается далеко не всегда. Но значит ли это, что строить достопримечательности – невыгодно для девелопера?

Здесь между участниками рынка нет единого мнения, каждый в соответствии со своей стратегией развития ищет баланс между эффективностью, себестоимостью и желанием создать архитектурный шедевр. Так формируется разделение жилья по классам: например, эконом-класс характеризует максимальная эффективность по выходу площадей в сочетании с минимальными затратами, а элитную недвижимость, напротив, отличает уникальность проектов, красота фасадов, оригинальность планировочных решений. А где пересекаются оригинальность, эффективность и оптимизация затрат, стараемся балансировать мы, девелоперы, которые работают с бизнес- и премиум-классом. Создание новых достопримечательностей для нас имеет определенные конкурентные преимущества – такие проекты позволяют выделиться на рынке, привлекают внимание покупателей, работают на репутацию и в конечном счете могут принести более высокий доход при грамотной работе с продуктом. Но стоит понимать, что стоимость ошибки в позиционировании и ценообразовании очень высока – даже при самой выдающейся архитектуре наш рынок не прощает оверпрайс, а если покупатель окажется не готов к предложенным ценам, то проект придется переделывать капитально, начиная с внешнего вида и заканчивая названием.

При этом я очень позитивно смотрю на возможность создавать в Москве значимые проекты мирового уровня, такие примеры есть, их становится все больше. Обозначение цели – первый шаг к ее достижению, а создание новых достопримечательностей начинается с постановки соответствующей задачи перед девелоперами и архитекторами.

Теги: #