Новую трамвайную линию запустили в Таганском районе
«В последние годы трамвай – самый популярный вид транспорта с точки зрения прироста пассажиров. После ввода этой линии 700 тыс. жителей получат возможность ехать до Садового кольца. Это большой, конечно, плюс. Эту линию потом продлим еще до Ивановского района, потому что там тоже порядка 100 тысяч жителей, у них ни метрополитена нет, ни трамваи не ходят», - сказал Сергей Собянин во время общения с водителем трамвая, в кабине которого мэр проехал одним из первых по новому маршруту.
По словам мэра, многие жители столицы пересаживаются из метро на трамвай, потому что очень комфортно, не надо под землю спускаться. «Хорошие улицы, красивые, благоустроенные, освещенные. И когда ты едешь и видишь город – это здорово, и настроение другое», - добавил Сергей Собянин.
Восстановление трамвайных путей на улице Сергия Радонежского позволило организовать новый маршрут трамвая №2 «3-я Владимирская улица – Курский вокзал». Маршрут следует по шоссе Энтузиастов, улице Сергия Радонежского и далее по Костомаровскому и 3-му Сыромятническому переулкам до Курского вокзала, связывая шесть районов Москвы.
По маршруту возможны пересадки на 15 станций девяти линий рельсового каркаса, включая Курский вокзал, станции метро и МЦД-4 «Курская», станции метро «Площадь Ильича», «Римская» и другие. В дальнейшем будет организована и пересадка на московский городской вокзал Серп и Молот, строительство которого планируется завершить в 2026 году.
Маршрут №2 обслуживают семь современных низкопольных трехсекционных трамваев «Витязь-Москва», они будут двигаться тихо и плавно. Интервал движения составляет 10 минут. Прогнозируемый пассажиропоток – порядка 20 тыс. пассажиров в сутки. В перспективе, с учетом результатов мониторинга востребованности маршрута, интервалы движения в часы пик планируется сократить до 3-5 минут. Время в пути между конечными остановками составляет 30 минут – раньше эта поездка заняла бы около 40 минут с двумя пересадками.
Благодаря новому маршруту более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок получили порядка 700 тыс. жителей Юго-восточного, Восточного и Центрального административных округов (ЮВАО, ВАО и ЦАО). В том числе, свыше 300 тыс. жителей восточных районов города Лефортово, Соколиная Гора, Перово получили прямую транспортную связь с Курским вокзалом.
Ожидается, что более быстрые поездки на трамвае привлекут часть пассажиров, которые сегодня пользуются Калининской линией метро, в результате нагрузка на желтую ветку снизится примерно на 10%.
Одновременно с открытием новой линии на улице Сергия Радонежского будет восстановлено движение трамваев № 12, 38 и 46 на участке между метро «Авиамоторная» и Абельмановской Заставой (был закрыт на время работ по строительству железнодорожного путепровода МЦД).
Трамвай № 12 вновь свяжет район Восточное Измайлово и станцию МЦК Дубровка, маршрут № 38 пройдет от Черёмушек до метро «Авиамоторная» и ДК «Компрессор», а трамвай № 46 будет курсировать от Метрогородка до Новоконной площади. Также после завершения строительных работ на Андроньевской площади будет восстановлено движение трамваев по Большой Андроньевской и Волочаевской улицам, где проходят маршруты № 4, 32 и 43.
Трамвай на улице Сергия Радонежского
С середины 1870-х годов по Вороньей улице проходила Курская линия городских конно-железных дорог. С 1923 по 1992 год эта улица называлась Тулинской, а после стала улицей Сергия Радонежского. В начале XX века конку заменил электрический трамвай, который курсировал по улицам Солянке, Николоямской, Вороньей до Рогожской заставы. В 1952-м в связи с расширением проезжей части для автомобилей и застройкой трамвайные пути перенесли на параллельную Школьную улицу. Здесь транспорт курсировал до 1980-го, затем линию демонтировали.
В начале 2020-х годов по поручению Мэра Москвы был разработан проект комплексного благоустройства улицы Сергия Радонежского, предусматривавший восстановление движения трамваев. Реализация проекта заняла всего семь месяцев — с марта по сентябрь 2024-го. Двухпутную трамвайную линию длиной свыше 860 метров проложили вдоль нечетной (исторической) стороны улицы Сергия Радонежского, она соединила действующие пути на шоссе Энтузиастов и Андроньевской площади.
При строительстве новой трамвайной линии применили технологию бесшовной укладки путей без стыков, использовали резиновые уплотнители и специальные виброизолирующие маты. Благодаря этому трамваи будут двигаться тихо и плавно. Новые пути общей протяженностью 3,9 километра занимают обособленное полотно и отделены от проезжей части. Работы осложнились тем, что на участках размещается много инженерных коммуникаций. Сети водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации переносили открытым способом и с помощью технологии бурошнекового подземного бурения. В рамках городской программы «Чистое небо» воздушные кабельные линии на улице Сергия Радонежского перенесли в подземные коллекторы. Чтобы сократить количество разрытий, часть работ выполнили методом горизонтально направленного бурения.
Новые трамвайные маршруты
Восстановление трамвайных путей на улице Сергия Радонежского позволило организовать новый маршрут трамвая № 2 «3-я Владимирская улица» — «Курский вокзал». Он курсирует по шоссе Энтузиастов, улице Сергия Радонежского и далее по Костомаровскому и 3-му Сыромятническому переулкам до Курского вокзала, связывая шесть районов Москвы.
Пассажиры могут сделать пересадки на 15 станций девяти линий рельсового транспорта, включая Курский вокзал, станцию метро «Курская» и одноименную станцию четвертого Московского центрального диаметра (МЦД-4), станции метро «Площадь Ильича», «Римская» и другие. В будущем появится пересадка на московский городской вокзал Серп и Молот, строительство которого планируют завершить в 2026 году.
В том числе более 300 тысяч горожан, проживающих в районах Лефортово, Соколиная Гора и Перово, получили прямую транспортную связь с Курским вокзалом. Около 100 тысяч москвичей, проживающих на улице Сергия Радонежского или рядом с ней, включая 10 тысяч жителей крупного жилого комплекса «Символ», могут доехать без пересадок до Курского вокзала и транспортного хаба «Авиамоторная» — время в пути для них сократится в два раза. Благодаря новой трамвайной линии улучшилась транспортная доступность многих организаций и учреждений, в которых работают более 400 тысяч человек. Быстро и комфортно можно добраться до Московского клинического научного центра имени А.С. Логинова, Московского финансово-юридического университета, Московского технического университета связи и информатики, центров госуслуг «Мои документы» и других площадок на востоке столицы. Возможность доехать без пересадки от 3-й Владимирской улицы до Курского вокзала позволит москвичам сэкономить 25 процентов времени на дорогу — до 10 минут.
Ожидается, что более быстрые и комфортные поездки на трамвае привлекут часть пассажиров, которые сегодня пользуются Калининской линией метро, в результате нагрузка на нее снизится примерно на 10 процентов. По маршруту № 2 ходит семь современных низкопольных трехсекционных трамваев «Витязь-Москва». Интервал движения составляет 10 минут. Прогнозируемый пассажиропоток — около 20 тысяч пассажиров в сутки. В перспективе, с учетом результатов мониторинга востребованности маршрута, интервалы движения в часы пик могут сократиться до трех — пяти минут.
Одновременно с открытием новой линии на улице Сергия Радонежского восстановят движение трамваев № 12, 38 и 46 на участке между станцией метро «Авиамоторная» и площадью Абельмановская Застава. Он был закрыт на время проведения работ по строительству железнодорожного путепровода МЦД. Трамвай № 12 вновь свяжет район Восточное Измайлово и станцию Московского центрального кольца Дубровка, маршрут № 38 пройдет от Черемушек до станции метро «Авиамоторная» и Дома культуры «Компрессор», а трамвай № 46 будет курсировать от Метрогородка до Новоконной площади. Также после завершения строительных работ на Андроньевской площади восстановят движение трамваев по Большой Андроньевской и Волочаевской улицам, где проходят маршруты № 4, 32 и 43.
Благоустройство улицы Сергия Радонежского
До начала работ по благоустройству улица Сергия Радонежского представляла собой городскую дорогу, являвшуюся продолжением вылетной магистрали шоссе Энтузиастов. Она оставалась некомфортной для пешеходов: не было современных переходов через улицу. Существующие подземные пешеходные переходы на Андроньевской площади и площади Рогожская Застава не отвечали требованиям безбарьерной среды и оставались неудобными для маломобильных пешеходов.
В рамках проекта благоустройства на улице Сергия Радонежского создали современную и комфортную городскую среду. Работы затронули территорию общей площадью 5,7 гектара. Вдоль четной стороны улицы, застроенной современными многоэтажными домами, организовали пешеходный маршрут, связывающий жилые кварталы со станциями метро, остановками наземного транспорта и популярными местами. От проезжей части пешеходный маршрут отделяет зеленая полоса, где высадили кустарники и деревья. Также привели в порядок газоны. Поздней осенью специалисты высадят еще более 20 лип на разделительной полосе — границе между трамвайной линией и створом улицы Сергия Радонежского.
На соседних Андроньевской площади, площади Рогожская Застава, участках бульвара Энтузиастов, а также улицах Малой Андроньевской, Рабочей, Международной, Николоямской, Рогожский Вал и Золоторожский Вал сделали удобные пешеходные тротуары, наземные переходы, обустроили велопарковки и остановки общественного транспорта, установили новые уличные фонари и информационные пилоны для пассажиров. Помимо этого, благоустроили территории у станций метро «Римская», «Площадь Ильича» и строящегося транспортного узла «Серп и Молот», пешеходные зоны улиц Станиславского и Александра Солженицына, Коммунистического, Добровольческого, Товарищеского, Съезжинского, Хлебникова, Гжельского и Верхнего Золоторожского переулков, Волочаевской улицы, а также Таможенного, Золоторожского и Танкового проездов.
Развитие трамвайной сети Москвы
Протяженность трамвайных путей в Москве с учетом открытой на улице Сергия Радонежского линии — около 420 километров. Из них 80 процентов отделено от автомобильных дорог и находится на обособленном полотне. Трамвайная сеть охватывает 86 районов, вблизи от остановок этого общественного транспорта проживают свыше 5,5 миллиона человек. В городе действует 35 маршрутов, по которым ежедневно совершается около 700 тысяч поездок. По сравнению с 2023 годом пассажиропоток вырос на 30 процентов. Среди наиболее популярных можно выделить маршрут № 17 «Медведково» — «Останкино» (почти 54 тысячи поездок в рабочий день), № 6 «Братцево» — «Станция метро “Сокол”» (свыше 37 тысяч поездок), № 11 «Останкино» — «16-я Парковая улица» (более 30 тысяч поездок), № 36 «Метрогородок» — «Новогиреево» (свыше 30 тысяч поездок), № 46 «Метрогородок» — «3-я Владимирская улица» (около 29 тысяч поездок).
В парке Московского метрополитена насчитывается более 600 трамвайных вагонов, включая свыше 500 современных низкопольных трамваев российского производства, закупленных в последние годы. Парк обновлен на 95 процентов.
Начиная с 2010 года реконструировали 96 процентов трамвайных путей. В ходе работ применяли технологии, позволяющие уменьшить уровень шума при движении трамваев почти на 30 процентов, а также по возможности обособляли трамвайные пути, чтобы по ним не передвигался другой транспорт. Обособление трамвайных путей позволило на 40 процентов снизить количество ДТП на таких участках, в 10 раз сократить число задержек трамваев, вызванных ДТП постороннего транспорта или неправильной парковкой, на 20 процентов повысить скорость движения и на 20 процентов увеличить число пассажиров. Для удобства и повышения безопасности пассажиров остановки оборудуют приподнятыми посадочными платформами, располагающимися на одном уровне с входом в трамвай. На посадочных платформах есть пандусы и специальные защитные ограждения, отделяющие их от проезжей части. Сейчас в городе есть более 400 таких платформ.
В планах на ближайшие годы расширение трамвайной сети Москвы, включая строительство новой линии на проспекте Академика Сахарова от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара и восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади. Новые линии позволят организовать дополнительные трамвайные маршруты и увеличат популярность этого вида транспорта.
Запуск первого в России беспилотного трамвая
В 2023 году московский Центр исследования и разработки беспилотного транспорта приступил к практическому решению задачи, связанной с организацией движения беспилотных трамваев. Запуск первого в России подобного трамвая пройдет в три этапа.
Первый этап начался в мае 2024 года: тогда на улицах города провели испытания беспилотного транспорта без пассажиров — с водителем и системой дублирования его действий. Она обеспечивала движение трамвая, но конечные решения оставались за человеком. В рамках первого этапа трамвай проехал более 800 километров по маршруту № 10 («Станция метро “Щукинская”» — «Улица Кулакова»), ни разу не нарушив правила дорожного движения.
Первый этап успешно завершился, и в конце августа 2024 года начался второй. Все системы были проверены: и сам трамвай, и программное обеспечение оказались полностью готовы к первым тестовым поездкам с пассажирами. Проведение второго этапа стало возможно после установления Правительством Российской Федерации в Москве экспериментального правового режима (ЭПР) для запуска беспилотного транспорта. Минэкономразвития России подготовило документ на основе инициативного предложения Московского метрополитена. Столица впервые в России инициировала принятие ЭПР для внедрения беспилотного городского транспорта.
Второй этап уже начался, сегодня трамвай выходит на маршрут как с пассажирами, так и без них. Система беспилотного вождения взяла на себя функции управления и принятия решений, а водитель страхует действия трамвая. Беспилотный транспорт курсирует по городу по специальному графику. В салоне есть большой экран для трансляции основных показателей работы различных систем. Он позволяет оценить, как трамвай видит окружающее пространство через систему машинного зрения.
К третьему, финальному этапу планируют перейти в конце 2025 года. Он предусматривает полностью беспилотное движение трамвая с пассажирами. При этом в салоне или кабине может находиться сотрудник, который будет наблюдать за движением или выполнять другие задачи.
Программное обеспечение для трамвая создают сотрудники Московского метрополитена без привлечения сторонних компаний. Столица России лидирует среди мегаполисов Европы по развитию беспилотных трамваев. Московская разработка уникальна, при этом она надежнее и стабильнее зарубежных аналогов.
Фото – mos.ru