Обращение к национальным мотивам и школам – давняя традиция московского зодчества - Московская перспектива
Обращение к национальным мотивам и школам – давняя традиция московского зодчества

Обращение к национальным мотивам и школам – давняя традиция московского зодчества

Обращение к национальным мотивам и школам – давняя традиция московского зодчества
Обращение к национальным мотивам и школам –  давняя традиция московского зодчества
Интерес к национальным культурам других стран у москвичей был всегда. Тем более что свой отпечаток в истории нашего города оставили самые разные народы. Ярче всего это отражается в московской топонимике. Названия столичных районов подсказывают, что в Лефортово когда-то жили немцы, а в Китай-городе селились итальянцы, называвшие его читта (от латинского слова ia citta – город, укрепление), которое на русский лад преобразовалось в «китай». Но этнические мотивы прослеживаются и в архитектуре Москвы.

Самое яркое проявление этого – в интересе к классическим образцам архитектуры Греции и Рима. Вся центральная часть города отражает античные «стандарты», разошедшиеся по всему миру. Однако и в наше время черты этого стиля проявляются в столичных проектах. Например, не так давно на Долгоруковской улице был построен ЖК «Итальянский квартал» архитектора Михаила Филиппова. Планировка и внешний облик ЖК отсылают к римской традиции: заимствованы античный театр и площадь в виде арены, патио и особняки переменной этажности, отделка крыш черепицей, а фасадов – светлым «средиземноморским» камнем и острые шпили доминант. Под обаяние Италии попала и компания ФСК, насытившая элементами классики расположенный в Ленинском районе квартал «Римский», хотя он относится к массовому сегменту.

Есть примеры и другого подхода, подразумевающего строительство подчеркнуто современных зданий, внешний вид которых отсылает к итальянским образцам. К таким объектам можно отнести проект Allegoria Mosca компании Kleinewelt Architekten. Небольшой комплекс апартаментов на Остоженке стал городским дворцом, палаццо в самом историческом центре. Архитекторы запроектировали в довольно сложных по плотности условиях пьяцетту – небольшую городскую площадь в итальянском стиле. Как говорят историки архитектуры, такие площади, распространенные в итальянских городах, ранее существовали и в старой Москве, но были утрачены.

Отдавая должное зарубежным стилям, архитекторы столицы не ограничиваются интересом к странам Южной Европы. Так, компания Forma, возводя жилой комплекс на Симоновской набережной, активно отсылает воображение горожанина к традициям В скандинавских стран. В обустройстве комплекса и его территорий максимально используются природные материалы: камень, дерево. Этой же идеи придерживались и ландшафтные архитекторы компании, оформившие территорию вокруг нового комплекса растениями северных широт.

В Коммунарке компания А101 построила жилой комплекс «Скандинавский», центральная улица которого названа именем норвежского композитора Эдварда Грига. Прямые улицы, квадратные корпуса переменной этажности, закрытые дворы у каждого дома, светло-кофейные и бежевые цвета фасадной отделки – все подчеркивает интерес застройщика к минимализму северного стиля.

Есть в современной московской архитектуре и более экзотические примеры. В 2018 году фасад одного из новых домов в Южном Бутово украсил знаменитый сюжет с гравюры «Большая волна в Канагава» художника Кацусики Хокусая. Мэр Сергей Собянин тогда написал в своем блоге: «В Северное Бутово пришло Японское море: на шести новых домах на Старокрымской улице появилась гигантская волна. Площадь фасадного панно составляет почти 60 тысяч кв. метров. Рисунок знаменитой гравюры наложили на виртуальный проект фасада и разбили на элементы по размеру кассет. Их около 6 тысяч на каждой башне. Здания стали достопримечательностью района».

В прошлом году девелоперская компания «Группа Аквилон» совместно с архитектурным бюро UNK design презентовала концепцию гранд-лобби жилого комплекса INDY Towers. Парадная входная группа будет оформлена в духе японского минимализма и гармонично впишется в общий стиль проекта, созданного в духе идей кросс-культурной эмпатии. Площадь лобби составит 266,3 кв. метра.

Как рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в основе лаконичного стиля входных групп жилого комплекса – плавные линии декора и природные материалы. «Игра света благодаря панорамному остеклению с геометричными рамами будет служить естественным оформлением интерьера: преломляясь, солнечные лучи наполнят пространство необычными узорами. Завершат образ композиции из живых цветов, вертикальный водопад высотой более трех метров и арт-объекты», – пояснил Сергей Кузнецов.

Не забыта девелоперами и Франция: в ее культуре и архитектуре они тоже ищут идеи для своих новых проектов. Компания Rariteco, возводящая элитный квартал Quartier d’Or в Замоскворечье, недавно представила концепцию клубного дома, в котором покупателям квартир помимо французского названия обещан и французский сад. Закрытая территория комплекса будет разделена на отдельные зоны, в которых деревья, кустарники и цветы превратятся в лаконичные ансамбли в традициях европейских садов. Отдельными акцентами сада станут каскадные водопады с круглогодичной зеленью и скульптурные композиции.

Теги: #