От семечек под скамейками — к капсулам для мам

От семечек под скамейками — к капсулам для мам

От семечек под скамейками — к капсулам для мам
От семечек под скамейками — к капсулам для мам Фото: Илья Долгопольский
Как создать двор, в котором хочется проводить время

Если в «девяностых» годах культура московских дворов начала резко распадаться, загоняя большинство москвичей в квартиры за железной дверью, то теперь происходит совсем обратный процесс: жители города все больше свободного времени проводят у подъездов. Девелоперы, которые не будут развивать придомовые территории, вынуждено окажутся в конце рейтинга, уверены застройщики. Как при помощи огородов с огурцами и огромных антресолей вернуть Москве дворовую культуру, на конференции «Проекты общественных пространств, меняющие городскую ткань», организованной газетой «Московская перспектива», рассказали специалисты.

20190926№2554.jpgМария Могилевцева-Головина

«Людям нужно хлеба и зрелищ»

— За последние 10 лет средняя площадь лота на московском рынке катастрофически сократилась, — говорит директор по продукту «Сити-XXI век» Мария Могилевцева-Головина. Она приводит скептические цифры. Согласно исследованию, средняя площадь однокомнатной квартиры в городе сократилась за 10 лет с 42 до 32 кв.м. Это привело к тому, что люди все чаще ищут досуга вне своих стен.

— Естественно, наша общественность кричит, что Москва уплотняется «человейниками». И в итоге получается, что не все из них обеспечены общественными пространствами. Поэтому проектирование общественных пространств — это вызов нашего времени. Если прямо сейчас не развивать общественные пространства, то мы, наверное, в ближайшее время будем иметь дело с какой-то социальной катастрофой, — отмечает Мария.

Одними из первых обратили внимание на значимость придомовых территорий в Москве специалисты концерна «КРОСТ». 20 лет назад компания сформулировала для себя тезис, который сводится к тому, что дворы не должны быть заставлены машинами, а городская ткань должна развиваться и формироваться ради комфорта и «во имя и ради человека».

20190926№2551.jpgМарина Любельская (слева)

— В первую очередь двор подчиняется потребностям человека. Что ему нужно? Конечно, людям нужно хлеба и зрелищ. Это всегда было, это всегда есть, — сказала на конференции первый замгендиректора концерна Марина Любельская.

20190926№1793.jpg

По словам Любельской, положительный опыт ее компании заключается в грамотном зонировании придомовых территорий. Внутри них не должно быть заборов, разделяющих корпуса. Сама же территория может быть поделена на несколько кластеров. Например, концерн формирует единое пространство, в которое могут входить парк, зона спортивной активности, детские площадки и арт-объекты. Эти активности объединяют людей, заставляя их проводить больше времени с соседями. Положительный итог такой политики подтверждает и исследование компании. Раньше, когда двор был «просто двором», люди проводили в нем в среднем 20 минут. Теперь же, когда двор насыщен активностями, люди проводят рядом с подъездами времени в девять раз больше (порядка 180 минут).

20190926№1941.jpgЕвгения Стяжкина

«Все новоселы испытывают период адаптации»

Группа «Эталон» реализует общественные пространства на проектируемом объекте бизнес-класса ЖК «Крылья». Девелопер пошел несколько дальше в проектировании досуговых территорий — их разделили на три типа. Первые находятся, как и в других ЖК, во дворе; еще одни — в самих корпусах зданий; и, наконец, третьи — на крышах жилых домов.

20190926№1898.jpg

Дворовая территория является «точкой сбора жителей», культовым ядром ЖК, рассказывает руководитель службы разработки продукта «Эталон» Евгения Стяжкина. Центром двора выступает смотровая площадка, которая одновременно утверждает четкую зонированность и служит переходом в лежащий за ней парк. В жилом корпусе создана «соседская комната» площадью 120 кв.м. Из нее есть выход только во двор, что увеличивает безопасность отдыха детей, но главное, отмечает представитель девелопера, — это пространство будет полностью отдано под нужды жителей, которые смогут собираться там по любому случаю.

— Все новоселы испытывают период адаптации. Для них важно создать комфортную среду, в которой они смогут найти знакомых и единомышленников по увлечениям, — отметила Стяжкина.

Общественные зоны на крышах планируется разделить по возрастам: для родителей с детьми и взрослого отдыха, они будут располагаться на разных уровнях.

20190926№2303.jpg

«Старшие будут показывать молодым, как ухаживать за растениями»

В последние годы в Сингапуре и США становятся популярны придомовые городские огороды, которые разбавляют перенасыщенный урбанизм экономических центров. В скором времени подобный эксперимент будет проведен и в Москве компанией «Сити XXI век». Застройщики полагают, что инновационные городские огороды будут интересны для двух поколений и послужат пусть и не главной, но дополнительной социальной связью: старшие будут показывать молодым горожанам, как ухаживать за растениями и получать растительные культуры, пусть и в условиях мегаполиса.

По словам Марии Могилевцевой-Головиной, в ее компании также планируют создать в придомовых территориях капсулы для мам. Это будет отапливаемое помещение, где можно покормить ребенка, переодеть его и просто погреться.

20190926№2130.jpg Наиль Сайфуллин (справа)

Аналогичные решение уже применяются про создании пространств рядом с метро, которые еще несколько лет назад были «замусорены» хаотичной торговлей. Директор по развитию АО «Мосинжпроект» Наиль Сайфуллин отмечает, что среди москвичей появился новый запрос — они хотят не просто перемещаться со станции на станцию, но и «проводить время» в дороге. Поэтому каждая станция метро создается сегодня как центр притяжения и зона комфорта — как за счет городских средств, так и за счет инвесторов, которые заинтересованы в комфорте в своих районах не меньше, чем московские власти.

Теги: #